Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ

БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ. В отличие от опустошенности, которая есть утрата содержания, обычно временная, от усталости, бессодержательность – такое пакостное состояние души, когда содержания и не было никогда. Внешне бессодержательность может проявляться по-разному: и как всеобъемлющая озлобленность, и как преувеличенная вежливость, а бывает, что эти два свойства проявляются одновременно. Бессодержательность часто сопровождает ресентимент или является его результатом, причем соблазнительно выглядывают вполне земные, материальные корни бессодержательности. Например, «советский человек» - это победивший ресентимент, торжествующая обида. Но торжество обиды заключается не только в истреблении обидчиков, но и в попытке предотвратить будущие обиды. И вот, советский человек лишает и окружающих, и себя самого простого, элементарного человеческого содержания: собственности, права, дружбы.

Обобществление есть разрушение всех тех механизмов, которые могут быть использованы во зло человеку. Гильотина от насморка! Ведь те же самые механизмы делают человека человеком, делают возможным человечество и человечность. Впрочем, собственно «советский человек», человек, хоть сколько-нибудь веривший в коммунистический идеал, не был бессодержателен. А вот пост-советский человек, лишившийся веры в коммунизм, но не вернувший себе и того элементарного, что ради веры в коммунизм у него отобрали, - этот человек бессодержателен в полной мере. Он может быть бизнесменом, милиционером, учителем, но всё это условно, всё это игра, пускай даже с весьма осязаемым иногда выигрышем. Да выигрыш могут в любой момент отобрать. А могут и оставить: даже миллиард долларов не есть содержание жизни, и в этом смысле миллиардер вполне безопасен для пост-советской власти, а вот человек с содержанием – опасен весьма.

Бессодержательный человек может быть очень хорошим и добрым человеком. Но «хорошесть» и даже доброта еще не есть содержание, они не «что», а «как». Справедливый и добрый человек, жизнь которого не наполнена ничем положительным, превращается в брюзгу, человеконенавистника, иногда – в расиста. У него словно темные очки на глазах. Он видит, что все – грешники, и это тем тяжелее перенести, что это совершеннейшая правда. Эту правду можно вынести лишь во всей ее полноте, увидев, что не только все грешники, но и я, наблюдающий – тоже грешник, а главное – что греховность людей и человечества не причина ненавидеть людей. Если очень хочется пить, то будешь пить и из грязной лужи, а если кроме жажды, осталось еще немного соображения, то подумаешь, как бы очистить эту воду. Но плевать в эту лужу, единственную во вселенной… Человек, жизнь которого наполнена хоть чем-нибудь, склонен прощать окружающим несовершенство, потому что ему просто некогда сердиться. Как подросток на шуточных соревнованиях, человек идет по жизни и несет своё дело словно сырое яйцо в ложке. Лишь бы не уронить!

Оглядываться на ближнего некогда, размахивать руками невозможно, а вот симпатию к тем, кто движется бок о бок с тобой, поневоле начинаешь испытывать. У них, возможно, яйцо змеиное, но всё-таки и они при деле. Бессодержательная жизнь зла, но и обратное утверждение справедливо: злая жизнь – бессодержательна. Человек, который считает себя христианином, или марксистом, или филателистом, но при этом находит время проклинать мир, - не сделал христианство, марксизм или собирание настоящим содержанием своей жизни. Что уж говорить о тех, кто превращает веру или идею в дубинку. Лучше уж, действительно, собирать марки – лучше уж суеверный крестьянин, который собирает бумажные иконки, чем инквизитор, который собирает людей, чтобы передать их светской власти на сожжение. Суевер всего лишь использует веру для набивки своей пустоты, фанатик своей пустотой набивает веру.

Это не означает, что любое содержание делает человека человеком. Аристократ подчеркнуто вежлив именно к тем, кого считает ниже себя. Человек, сделавший содержанием своей жизни деньги или карьеру, обычно вежлив просто для того, чтобы сделать эти самые деньги или карьеру. Бессодержательный человек будет ненавидеть это лицемерие, высказывать свое презрение так громко, как позволяют обстоятельства. Но не стоит искать в бессодержательном человеке союзника, помощника, друга, а уж за столом лучше любой фанатик или ханжа, чем такой опустошенный правдолюбец. А вот сам бессодержательный человек ищет себе единомышленников – но из ста нулей не сделать самой худенькой единички. Поэтому советская психология уцелела даже после того, как исчезла советская вера в коммунизм.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова