Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

ИНТЕРЕСНОСТЬ

Замечательно в русском языке: "интересность" слово многократно чаще встречается, чем "скучность". По интернет-выборке, например, два миллиона "интересностей" против 50 тысяч "скучностей". Явно, что "скучность" слово неловкое. Напротив "скука" - не просто чаще "интереса", но просто наособицу, потому что "интересу" антоним не "скука", а "скукота". "Скука" - состояние, процесс, но нет процесса "интересования". Можно сказать "заинтересованно посмотрел", но только - "со скучным видом посмотрел". Скука словно отслаивает от человека часть существа и живёт на нём самостоятельно, словно перхоть.

Как мудро отметила одна лесбиянка, "ненавидеть скучно". Любить - интересно. Однако, было бы совершенно напрасно рассчитывать, что, сказав ненавистнику лесбиянок, что ненавидеть скучно, можно отвратить его от этого занятия. Теоретически человек должен делать только то, что ему интересно, практически, он в основном занимается скучными делами. Причин тому несколько.

Прежде всего, нтересное согревает скучное. Если человеку интересно путешествовать, он поскучает в очереди за визой. Ненависть - скука именно такого рода. Ради спасения отечества (религии, искусства, детей) можно и поскучать.

Во-вторых, человек знает, что интересное может наскучить. В одном возрасте интересно молоко, в другом коньяк. Соответственно, есть смысл периодически залезать в то, что по воспоминаниям - скучно. Неинтересно ходить в оперу раз, неинтересно два, а на третий раз вдруг глянь - точнее, слышь - интересно!

Наконец и в главных, интересное бывает личное, бывает коллективное, а бывает человеческое. Личное - это как раз в диапазоне от молока до коньяка. Коллективное - это конформизм, это скучное, которое становится интересным, потому что человеку так скучно быть одному, что он согласится почти на всё, лишь бы вместе. Человеческое - это почти святость или, мягче сказать, эмпатия, когда человек словно даёт ближнему - не коллективу, а именно ближнему - некоторый эмоциональный и поведенческий аванс. Мне скучно, тебе интересно, но я тебя люблю и потому мне тоже интересно, хотя каким-то совершенно особым образом. Эгоистический интерес скучен даже для своего носителя. Есть интересность-во-мне, есть интересность-в-другом. Есть ещё, конечно, интересность-в-себе, но это уже не "что", а Кто, Некто Высший, потому что "интерес" - от inter esse, "суть". Разумно поступает тот, кто старается делать то, что ему интересно. Сердечно поступает тот, кто старается делать и то, что интересно другу. Мудро поступает тот, кто старается делать то, что интересно Богу, не всегда интересному, но всегда Интересующемуся., этому огромному вопросительному знаку, склонившемуся над бытием.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова