Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

НОВОЯЗ

К оглавлению

ЧАСТЬ II. КРИВОЛИНЕЙНЫЙ НОВОЯЗ

СОФИЗМЫ НОВОЯЗА

Кремлёвские пропагандисты делятся на подконвойных и расконвоированных. Сами конвоиры пропагандой не занимаются, это ниже их достоинства. Подконвойные, подмастерья новояза пишут тупо, «казённо»: просто называют белое чёрным по многу раз. Расконвоированные, «мастера» ценятся выше: их можно и на Запад выпустить, они иногда звучат убедительно, хотя все равно цену их стёбу знают. При Сталине к числу «расконвоированных» относился, например, Эренбург. При Брежневе – Евтушенко, Аннинский. С 1995 году количество расконвоированных увеличилось, потому что система вообще ослабила идеологический контроль. Кавказских овчарок придерживают, а на переднем фронте – заливистые собачонки, которые иногда и на хозяина повизгивают, и в поводках путаются, зато увеселяют сердце владельца.

Очередной пример. Д.Быков вносит свой вклад в антипольскую пропаганду, критикуя намерение поляков судить Ярузельского за нарушение конституции в 1981 г. Цепочка софизмов.

 

Первый софизм: «Это ведь не его судят, а нас. … Отвращение к России и желание нас уесть».  С духовной точки зрения – обычная гордыня, националистический ресентимент, видящий во всём угрозу себе. С точки зрения логики – подмена понятия «Ярузельский» понятием «мы» (и, характерная для национализма, использование понятия «мы» там, где речь идёт всего лишь о «я и мои партайгеноссе»).

Софизм второй: «Судьи кто? … Чем они настолько-то лучше? Каковы их ослепительные успехи? От имени какой идеологии вершат они свою торжественную порку?» Понятие «судья» подменено понятием «лучший, чем я, человек».

Софизм третий: «Чем больше слышу обо всех этих судах над советским прошлым, тем больше … я люблю эту ненавистную Россию, «всеми плюнутую», как писал Розанов. Потому что как бы отвратительна она ни была – бить лежащего ещё ужаснее» (Быков Д. Плюнутая Россия // Компания. – 28 мая 2007 г. – С. 80). Здесь кроется не только подмена понятий (Розанов ужаснулся бы отождествлению «советского» с «Россией»). Ненавидят не Россию, ненавидят губящих Россию номенклатурных отморозков, которых Быков и обслуживает. Софизм и в том, что Россию – крепко стоящего на ногах, богатейшего, готового к нападению и с атомным оружием номенклатурного бугая – называют «лежачим», то есть – слабым и признавшим своё поражение, просящим пощады.

Новояз – не достояние исключительно российских граждан. Испанец Игнасио Рамоне («Эль Паис», 20.3.2007, перепечатано, правда, в России в приложении к «Новой газете» «Le Monde Diplomatique», апрель 2007) тоже бранит поляков за закон о люстрации. Приёмы известные. Подмена понятия. Рамоне нашёл в словаре религиозное значение слово люстрация («ритуальное очищение») и утверждает, что люстрация – проявление «истовой католичности» Польши. А ведь в Чехии была люстрация, хотя страна достаточно секулярная. Второй софизм: закон якобы нарушает презумпцию невиновности, ибо заставляет человека «доказывать» свою невиновность. Неверно: закон обязывает не доказывать, а лишь заявить о своих отношениях с политической полицией коммунистов. Он так же не нарушает права человека как заполнение анкеты в посольстве при подаче визы. Более того: закон относится только к государственным служащим. Хочется и невинным выглядеть, и иметь приличную зарплату с гарантированной пенсией? То-то…

Люстрация приравнена к фашизму и макартизму, к «авторитарному нравственному порядку» и, наконец, к антисемитизму. Связь с антисемитизмом удивительная: отец одного из польских министров антисемит, «следовательно»…

Люстрация ставит своей задачей всего лишь выявить предателей – людей, которые выдают себя не за тех, кем являются. Выдают себя за честных, хотя они предавали друзей. Неудивительно, что мастер новояза заканчивает борьбу с люстрацией утверждением, что Польша именно из ненависти к России согласилась разместить у себя систему ПРО для защиты США. Причём, США – предали НАТО, поскольку не посоветовались с НАТО. Следовательно, «паранойя приводит не только к очерствлению духа, но и к предательству». Предатели – не те, кто предавал, а те, кто хочет раскрыть предателей. Опять подмена понятия: вот если бы США тайно от союзников разместили бы в Польше ракеты, направленные против НАТО – это было бы предательство.  А открытое, гласное, без нарушения международных обязательств размещение системы, которая должна защитить США от иракских ядерных ракет, предательством не является.

ПОРАЖЕНИЕ КАК ПОБЕДА

Рустам Арифджанов:

«Конечно же, в каждой стране рады взметающемуся в честь спорстменов  государственному флагу. Кому не понравится! Но, пожалуй, только для нас быть победителем – составная часть национального характера. Народ-победитель – это не чванливое самовосхваление. Это просто констатация факта. Да, конечно, и мы хотим достатка, сытой комфортной жизни, организованности быта. Но больше этого, больше достатка и сытости мы хотим побед. … Ни в Европе, ни в Америке День Победы во Второй мировой войне не является настолько прочувствованным и настолько святым праздником, как у нас. Даже из воинских поражений мы умудряемся выковать победу. Да, Россия проиграла в Крымской войне, но стойкость русского Севастополя – это победа. … Вынь из нации этот стержень – и народ начнёт рассыпаться. … Горбачёва невзлюбили не только за экономические трудности, но ещё и за пораженчество. Ельцина – ещё и за бесхребетную внешнюю политику. Сдачу позиций. Мы стали оживать, когда в нас вернули уверенность в наших победах, сегодняшних и завтрашних. Когда к нам пришли победы. Повторю ещё раз: мы – народ-победитель. Без пафоса. По характеру» (Народ-победитель. Профиль. 26.5.2008. С. 92).

Написано в связи с возможностью победы эстрадного певца Билана на «Евровидении».

Выковывать из порадений победы - не русский обычай, а очень древний. Фараоны приказывали описывать своё поражение как победу - и описывали. Неандертальцы исчезли с уверенностью в том, что побеждают. Динозавры вымерли, потому что были уверены, что не могут умереть.

Впрочем, тут новояз второго уровня. Новояз первого уровня просто утверждает, что поражения не было, что была победа. Что Севастополь не отдали. Новояз второго уровня, заявляет, что именно падение Севастополя и есть подлинная победа. Это новояз для "особо доверенных", для приближённых к столу и, что самое печальное, для самого себя. Это криволинейный новояз, потому что он всё-таки жаждет победы и, провозгласив поражение победой, радуется не поражению, а победе - правда, мнимой.

Замечательна проговорка: "В нас вернули уверенность". Сказано человеком достаточно грамотным, чтобы написать правильно: "Нам вернули". Однако, подсознательно человек понимает, что конструируемый им образ "россиянина" - образ не человека, а предмета, робота. Тут ошибка есть, но в том, что было бы логично написать: "В нас ввернули уверенность".

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова