Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

НОВОЯЗ

*

Язык ненависти есть язык метафоры. Это уже обнаруживает его слабость: чтобы изнасиловать ближнего своего, нужно сперва изнасиловать язык свой. Другой сравнивается с тараканом, его вера сравнивается с наркотиком, его жена с собакой... Всё идёт очень гладко, и с юридической точки зрения ничего страшного в этом нет - наказывать за метафору всё равно, что наказывать за поэзию. Так, убивать в ходе компьютерной игры - не преступление, к счастью. К сожалению, и доход, полученный во время компьютерной игры, тоже остаётся чем-то вроде приснившейся золотой монеты: вроде бы такая реальная, но наступает момент пробуждения - и, увы... В любой момент публицист, который называет ближнего своего сектантом, может сослаться на то, что он употребляет это слово не в юридическом смысле.

Однако, человек сравнивает ближнего с тараканом не для того, чтобы получить моральное удовольствие, а чтобы раздавить его. Не самому, конечно. Тут самое сложный момент не уход от реальности в поэзию, а возвращение из поэзии в реальность. Ведь нужно вернуться не в обычную реальность, а в юридическую. Сперва человек заявляет, что употребляет слово "секта" не в юридическом, а в бытовом смысле, а потом требует принять против сектанты сугубо юридические меры. Так в России в 1997 г. сперва вставили в закон против свободы совести выражение "традиционная религия", заверяя жителей страны, что употребляется выражение это в сугубо не юридическом смысле, а потом стали требовать предоставить "традиционной религии" весьма определённые и именно юридически закреплённые привилегии на основании того, что она названа традиционной в юридическом документе, в законе. Разумеется, такой переход возможен только, если говорящий обладает властью извращать закон или адресуется к обладающему такой властью.

*

Владимир Богоявленский, митр. Московский, 1905 год.

"Но что может быть противного духу христианства в том, если мы будем удалять алчных волков от Христова стада? Не почитается противным чести и справедливости, когда родители, для охранения невинных детей, своей властью удаляют из семейств соблазнителей. Христианская веротерпимость обязывает чад Церкви относиться ко всем в духе мира и любви; но она не требует беззащитности от врагов, когда они с оружием в руках, как это случается сейчас, вторгаются в пределы Церкви, оскорбляют её святыни, расхищают её достояние. Тогда веротерпимость уступает место ревности, тогда чада Церкви становятся воинами Божиими" (Отзывы епархиальных архиереев... Т. 2, 383-384).

А ведь, пожалуй, и это новояз - бесконечное утверждение метафор, приравнивающих свободного человека к овце, ребёнку и т.п.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова