Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

Оптимизм

Аристотель, как и подобает учёному, выныривал из весьма простых, казалось бы - излишне подробных рассуждений с неожиданным выводом: добродетель и недобродетель, свет и тьма не оппозиции внутри одной категории (как полюса). Они относятся к разным категориям. Именно этого тьма признать не хочет. Точно так же оптимизм и пессимизм. Они - не оппозиции. Оптимизм решает проблему сострадания, пессимизм отрицает саму проблему. Всегда есть кто-то, кому намного хуже меня, хуже материально, хуже душевно. Может, другой недооценивает своё счастье - неважно. Оптимист не будет говорить "тебе и сейчас отлично", он скажет "будет отлично". Оптимизм глуповат (ведь может вовсе и не стать хорошо), но это святая глупость юродства. Пессимизм же просто подл (а впрочем, и глуп). Оптимизм может быть грехом, когда он - неполный оптимизм, когда он лишь о своём собственном будущем и безразличен к проблемам других. Но оптимизм есть добродетель, которая может быть грехом, а пессимизм есть грех, который добродетелью и на секунду стать не может.

Золотая середина бублика

В декабре 2012 года русские социальные сети были переполнены оптимизмом: мол, ещё пара месяцев и темницы мрачные падут, путинизм развеется аки дым в нощи, и водрузится над землёю знамя зимокарасии.

В декабре 2013 прямо наоборот. Ужас-ужас-ужас, пора рвать когти, но куда, коли земля имеет форму ядерного чемоданчика и всюду одно и то же, а в Арктике, как говорил один герой Стругацкий, ещё и холодно. Да ещё и последний Стругацкий умер.

Да, бублик сдох, но золотая середина бессмертна и давайте в ней жить, не в апатии, но строя надежды и отчаяние не вокруг вертикали власти, а по загогулинам реальности.

I век: есть время - есть всё

Ne sis miser ante tempus. Не делай себя несчастным прежде времени. Сенека.

На первый взгляд, вздор, пошлятина, позитив-синкинг, страшный и беспощадный как русский бинт и российский шунт.

Всё же это и в Библии есть. Параллель к апостолу Павлу, сегодняшнее чтение в храме: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения".

Что, в свою очередь, отсылает к Исайе: "Во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе".

Чем таким особым лично мне помог Бог, чтобы я сказал, что сейчас недурное время? Твёрдо можно указать одно - наличие самого времени. Вот когда время исчезнет - это полный мизер, но тогда уже не будет и времени чувствовать себя несчастным.

 

См.: Введение в ненормальную Россию: адский оптимизм.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова