Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

СКРОМНОСТЬ И СМИРЕНИЕ

 

Смирение есть псевдоним благодарности, благодарность есть псевдоним веры. Когда человека хвалят, он оказывается в плену у похвалы, становится рабом удовлетворения, если только он не отпасовывает похвалу сразу в Небо, и это Небо с большой буквы, то есть не пустое. Если нет Бога, то можно благодарить кого угодно - родителей, учителей, домработницу, корзину, картину, картонку, всё равно останется зазор, в котором - "Я сделал хорошо". В этот зазор и провалится душа. Бог есть, возможно благодарность Ему за всё - в том числе, за всё хорошее, что через нас появилось в мире - и счастье в том, чтобы благодарность Ему сделать наличным и полным состоянием душине оставив зазора самоудовлетворению и самоудовлетворённости.

*

Скромная девушка, случайно (например, во время купания) оказавшаяся нагою пред мужчиною, закрывает ладонями нескромные места своя. Смиренная девушка – поворачивается к мужчине спиной. Скромный мужчина при виде нагой девушки закрывает ладонями глаза свои. Смиренный – поворачивается к девушке спиной. Смирение в том и состоит, чтобы поворачиваться спиной к искушениям, а не демонстрировать им свою стойкость.

*

Скромность превращается в порок, когда превращается из "как" в "что". А это происходит всякий раз, когда она из добровольного свойства превращается в вынужденное. Но разве кто-нибудь бывает скромным по своей доброй воле? Человек может мечтать о смирении, но не о скромности, скромность - всегда извне. Карл Маркс издевался над цензурным уставом, который допускал только "серьезное и скромное исследование истины":

"Истина так же мало скромна, как свет; да и по отношению к кому она должна быть скромна? ... Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи. Скромность - это средство, сковывающее каждый мой шаг вперед. Она есть предписанный свыше исследованию страх перед выводами, она - предохранительное средство против истины" (Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции, 1842. Т. 1, с. 6).

Смирение - добродетель, на которую можно спокойно положиться. На смирение положиться нельзя, оно постоянно превращается во фривольность (что замечательно описано Грибоедовым: Молчалин скромен и именно поэтому заигрывает с прекрасным полом, но заигрывает легонько). Не случайно тот же цензурный устав, предписав скромность, тут же предостерегал от фривольности. Маркс объяснял: "Фривольно только половинчатое нападение, - такое, которое направлено на отдельные стороны явления, не будучи достаточно глубоким и серьёзным, чтобы коснуться сущности предмета; именно нападки на частное, как на частное только, - фривольны".

Запрещать фривольность, разрешая скромность, - всё равно, что разрешать отхлебывать чай, но запрещать его проглатывать. Скромность обязательно перерастает в скромную агрессивность по тому же закону, по которому сжатая пружина стремится разжаться. Если запрещена вольность, остаётся фривольность. Если запретить подымать глаза выше женской лодыжки, то лодыжке достанется полной мере и глазенья, и щупанья.

Скромность всем хороша, кроме того, что она всегда - для другого. Не только психологически и исторически скромность предписывают те, кто сами отнюдь не скромны. Это и по логике так: требовать скромности - высшая нескромность.

*

 

В 2003 году токийский профессор Сусуму Тачи изобрел плащ, в котором миниатюрные видеокамеры снимают все, что происходит позади человека и передают изображение на экран - а экраном является весь перед плаща. В результате человеку кажется, что он видит человека насквозь. Материя невидима. Практическое применение: перчатки хирурга - врач будет видеть все поле действия. Кабина самолета - пилот видит полосу во время посадки. Дурацкий опрос: как бы вы использовали плащ-невидимку, дурацкие ответы, только Виталий Лазаревич Гинзбург, великий астрофизик, лихо: "Я бы, наверное, хулиганил, разыгрывал бы всех. А вообще это бред, какой такой плащ? Встаньте во всем сером около серого здания - вот вам и невидимка!"

Разница между скромностью и смирением - как между серым на сером и прозрачном. Cкромник - ничтожество, к тому же, притворное, а смиренный - невидимка.

*

СКРОМНОСТЬ КАК ГОРДЫНЯ

Жюль Ренар заметил, что скромность — вид гордыни, наименее раздражающий окружающих людей. Однако, «наименее раздражающий» - всё-таки «раздражающий». Тот же Ренар указал и антипод скромности — иронию. Точнее, самоиронию — ведь иронию Ренар определил как «стыдливость человечества». Стыдливость не может быть обращена на другого. Скромность есть пародия на самоиронию, самоирония без стыда, поддельная. «Ирония не сушит, - продолжал Ренар, отвергая наиболее распространённый упрёк в адрес иронии, - она сжигает засохшее».

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова