Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

ВОРЧЛИВОСТЬ

Простейшая разновидность ресентимента - ворчание. Кто ворчит - тот вор. Он кажется обиженным, но он обижает, он крадёт у себя веру, а у других - доверие к себе.

В. может быть частью ресентимента или другого агрессивно-истребительного комплекса. Старческая ворчливость для окружающих безобидна. Но не для старика! Самое сильное свидетельство веры и её истинности - именно кротость верующего в возрасте, когда неверующий обычно превращается в довольно малоприятное существо.

Ворчливость есть агрессия либо игра в агрессию. Ворчливые персонажи у романтиков - играют, только тут заиграться очень легко. Ведь игра у человека часто не как уход от насилия, а подготовка к нему. Словесные состязания - а попросту говоря, взаимная перебранка двух ироев перед тем, как начать рубиться - это лишь средство раскачать то, что глубоко вкопано в человеческую душу и мешает поднять руку на ближнего.

Ворчливость, однако, есть удел сдавшихся. Поэтому ворчливость входит в ресентимент советского человека (который пока не воскресал, потому что не умирал). Сидит ли он перед телевизором, стоит ли в очереди, лежит ли на пляже, - он ворчит. Он может лежать на пляже в Сочи, может - на Багамах, может - на берегу Клязьминского водохранилища, но ворчать он будет и там, и там, и там. Советский человек ненавидел диссидентов, потому что диссидент - не ворчит, а критикует, не ворчит, а ругает, то есть переходит от игры к делу.

"Да как он смеет! Это же безнадежное дело!" - ворчит советский человек, но пользуется, пользуется плодами "безнадежного" диссидентства, плодами "прогнившей" американской демократии, таинствами "испохабившейся" Церкви и т.п. и т.д. Диссидентство приносит плоды - как и вера, как и демократия - хотя большинство людей, называющих себя диссидентами - или демократами - или верующими - это просто ворчуны. При малейшем признаке опасности они затихают, да и когда опасности нет, они ворчат лишь на кухне, в курилке, в общем, где никто не слышит. Насколько же сильна и продуктивна свобода, если она результативна, хотя большинство отождествляющих себя со свободой людей - всего лишь...

В армии таких людей называли когда-то "пер...ами". Правда, Швейк уловил связь между чином и правом на такое звание - к примеру, лейтенант не может быть "старым п...ом", он может быть лишь "полуп...ом". Слово "старый" здесь выступает в классическом значении "старший", "главный" (сеньор, сенатор, старейшина, староста). То есть "старый п...н" - генерал, полковник - "п..н", лейтенант - "полуп...н". Впрочем, важнее другое: ворчливость тут оказывается речью, которая лишь физиологически производится через ротовое отверстие, а в духовном смысле это звук отверстия заднего. Так классическое увязывание двух отверстий как двух ртов - чистого и нечистого (Иисус тут меняет местами расположение чистоты и грязь) помогает, можно надеяться, воздержаться от ворчливости, как воздерживаются даже старые п...ны от проявлений метеоризма на уважаемой ими публике.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова