Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

 

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

 

ЯРОСТЬ

Ярость, конечно, есть подоплёка лжи и насилия, поэтому яростно отстаивать ненасилие или правду есть противоречие по определению. Тонкость в том, что, хотя ярость лежит в основе насилия, лицо насилия, его "крыша" - не обязательно ярость, а в современном мире даже обязательно не ярость. Зло умеет притворяться добром - притворство есть сама суть зла. Это своеобразный несмешной, кошмарный юмор сатанинских сил, как обычный юмор есть использование зла добром.

Лишь очень примитивное зло ярится как Ахилл Пелеевич или прочие эпические персонажи. Зло, повстречавшееся с добром, изысканно вежливо, бесстрастно, говорит ровным тоном, удивлённо подымает бровь, когда встречается с гневом праведника - например, с гневом Иисуса. Нацизм, коммунизм, триумфализм и реакция всяких толков умеют держать себя в руках - чтобы взять в руки весь мир и придушить его. Десятки миллионов людей были убиты деспотами двадцатого столетия с бесстрастным выражением лица, иногда - с выражением вежливым. На одного "бесноватого фюрера" приходился миллион фюреров с ангельским выражением лица и бетонными интонациями. Да и Гитлер бесновался не так уж часто, чаще и он был вполне спокоен. Кричали, ярились, рыдали те, кто оказывался в газовой камере.

Сотни миллионов были изнасилованы идейно ораторами, которые использовали государственную власть, чтобы удержать слушателей под своими трибунами, и говорили тихоструйно, усыпляюще (но спать запрещалось!), кротко. Правда, это была кротость не как укрощение себя, а как укрощение других. Когда же кто-то не выдерживал и вскакивал с воплем, первым и самым веским доводом против правдоискателя было: "Ну как можно доверять столь нервному человеку!"

Зло извращает добро, оставляя от него лишь форму. Поэтому современный человек в целом предпочтет откровенное зло - добру, фильм о правдоискателе с матом и автоматом - фильму о Ганди. Но правдоискатель должен быть именно с автоматом, а не только с матом, потому что современный человек, как и древний, верит ярости лишь тогда, когда она хорошо вооружена (а добру не верит и вооружённому, и безоружному).

Человек прав: добро бессильно, с яростью или без. Чем яростнее обличается несправедливость, тем жирнее несправедливость. К своей тёмной энергии она добавляет энергию ярости доброй, гнева пророчески-возвышенного. Бессильно и добро кроткое, и на нём тоже спекулирует зло - как спекулирует оно веками на кротости Христа, на кротости всякой, где бы та ни встретилась, и выдаёт эту кротость за согласие со злом. Вот почему "познание добра и зла" есть зло и невежество, вот почему оно - ядовитый фрукт.

Спасение от лжи и смерти не в добре и не в зле, не в праведной ярости, как и не в праведной кротости, а жизнь только и исключительно в Живом Боге, Который Спаситель не потому, что Он иногда гневался, иногда плакал, иногда был бесстрастен, иногда ярился, а потому что - дал Себя убить и поднялся, Собой, а не словами Своими делая невозможным возможное. Спасение не в кротости и не в ярости, а в том, чтобы дать Богу быть не только на небе, на земле, в людях, а дать Богу быть в своей жизни. Впуская Бога в свою жизнь, человек впускает в свою жизнь и возможность "преждевременной" смерти, но зато эта смерть будет - к вечной , а главное - к настоящей жизни.

Яростность - проявление благого начала в человеке. Само слово-то какое - от "свет" (недаром есть икона "Спас Ярое Око" - "яркое око"). "Загореться гневом" - всё-таки загореться, а не потухнуть. Две ловушки у ярости. Как и кислород, она даёт жизнь живому - и, как кислород, несёт в себе смерть, обугливая то самое, что должна зажечь. Бумажный солдат сгорает - и это ещё полбеды. Обычно даже бумажный солдат успевает из огнемёта сжечь несколько человек. Правительство же тратит все силы, чтобы сделать солдат бесстрастными - так они дольше служат и удобнее в управлении. Вторая ловушка в том, что ярость - своеобразная Царь-пушка. Стрелять из этой царь-пушки даже по царь-воробьям - напрасная трата сил. Ну что яриться на детей, на коллег, да хотя бы и на правителей века сего? Слишком маленькие цели. Использовать же ярость "против духов злобы поднебесной" - так они только этого и ждут. Победить их может лишь Царь Мира, а не Царь-пушка. Единственное, где ярость иногда может пригодится, это собственная жизнь - но тогда успеть вскочить на ядро и лететь на нём, пока не прилетишь к цели. Опыт показывает, однако, что цель при этом оказывается разрушена, так что и такие полёты лучше совершать на более щадящих средствах. Хотя бы на ангелах.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова