Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СВОЙСТВА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

Национализм

НАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Противоречием по определению является и "русское миролюбие", и "американское миролюбие" – равно как и "личная воинственность". Миролюбие не может быть чертой "нации", как воинственность не может быть чертой личности.

Вы хотите путешествовать в будущее? Будьте личностью – и удивлённо раскрывайте глаза, если услышите "нация", "русский", "греческий" и т.п. Спрашивайте: "А что, это разве ещё существует?" Либо личность, либо нация. Наше время особенно требует выбора между реальностью личности и фикцией нации. Так сто лет назад человек, выпрастывающийся из объятий коллективного сознания, стоял перед выбором "либо личность, либо социальное положение". Либо ты воспринимаешь мир в категориях "личность/личность", либо в категориях "рабочий/крестьянин/капиталист".

Сегодня, кажется, социальное наваждение в прошлом. Прошлым должно стать и наваждение национального. Должно стать сперва непристойным, неприличным говорить "исходя из русского характера"… "в соответствии с американским идеалом…" "чтобы защитить греческую традицию". Сперва – неприличным, а потом – непонятным. Как сегодня каждый удивится, услышав "он жаден, потому что родился под созвездием Козерога", будет шокирован от слов "злая, потому что рыжая".

Частное Время, Время Частного Человека – это эпоха, в которой нет ни секунды на расуждения о национальном, этническом, расовом. Хотите путешествовать в прошлое? Рассуждайте о национальном, совершенствуйтесь во взгляде на мир сквозь призму социального, погружайтесь в знаки зодиака, но помните – нет ничего более засасывающего, чем пустота.

 

 

Стихотворение в позе


Умеренный национализм.
Либеральный империализм.
Просвещенное затемнение.
Демократический деспотизм.

Соборный властовертикализм.
Ходячее пресмыкательство.
Ползучая окрылённость.
Целомудренное распутство.

Ценная дешёвка.
Надменный сервилизм.
Принципиальный конформизм.
Неприступная открытость.

Русское миролюбие.

*

 

Когда мне пишут "Бог любит Украину" (Россию, Грузию, Нигерию, Германию), я кричу криком: "Нет! Бог любит человеков!" Мыколу, Эприл, Нгуена, Индиру... А вот человеки - пожалуйста, любите кто что хочет, Украину, Нигерию, подъезд на Дорогомиловской, где целовался... Я лично люблю подъезд. Правда, его уже нет, все снесли, все-таки сорок лет прошло... Приходится целоваться на дому!

*

Расизм, национализм, всевозможные фобии и разнообразные идолопоклоннические мифы о своём либо чужом народе паразитируют на том простом факте, что человек склонен к подражанию, а потому у людей, живущих вместе, всегда есть общие черты. Собственно, слово "характер" происходит именно от греческого "царапина", "черта" и обозначает общность свойств людей определённой группы. Однако, эта общность имеет очень узкий диапазон и даже в этом диапазоне крайне относительна и слаба. Так, существует "английский курсив" - почерк, характерный для викторианской элиты. Однако, большинство англичан викторианской Англии писали отнюдь не английским курсивом, а просто каракулями. Те же, кто писал подлинным английским курсивом, писали очень разные вещи.

"Национальный характер" - ещё большая условность, потому что почерк реальное явление, а нация - абсолютно искусственная конструкция. О "национальном характере" заговорили лишь с XVIII века и только в Европе, где идея "нации" стала во многом определяющей для государственного строительства (и только для него), вытеснив идею монархии. Большинство же людей большинства эпох и стран жили, противопоставляя общие черты своей семьи, села, города - общим чертам чужаков, "варваров", но "нация", "этнос" при этом не воспринимались как реальность. Например, в Библии с юмором подчёркнуто разнообразие "характеров" разных "колен Израилевых", нет ни слова о едином "еврейском характере". Разговоры о таком характере - признак либо антисемитизма, либо сионизма, либо просто привычки чесать языком. Любые "национальные черты" - иррациональные обобщения, дружелюбные или враждебные. В реальности существуют лишь черты разных социальных, экономических, культурных групп, кружков, сословий, семей, регионов.

Сегодня на прилавках можно увидеть книги о "британском национальном характере", "французском характере". Рядом с книгами по астрологии и парапсихологии. Там и место. Идея национализма (а вера в существование национальых черт - питательная почва именно национализма) спустилась в сточную канаву культуру. Глобализация показала, что национальность - набор черт, которые прививаются воспитанием, но которые на удивление легко могут измениться, как по воле обстоятельств, так и по воле человека, носителя этих черт.

"Национальный характер" не только явление периферийное и зыбкое. Даже в тех небольших сферах, где он реален, он определяет только формы проявления человеческого, но не само человеческое. Это почерк, а не содержание письма. Теоретически это легко понять, но в духовной жизни не так легко отличить "как" от "что". Воинственность или, напротив, любовь? Раболепие или свободолюбие? Уже в античной литературе выработался стандарт, троп: "свои" (нация, этнос, соседи по городу или селу) - любят мир и свободу, "чужие", "варвары" - воинственные холопы, рождённые быть рабами свободых людей. Когда сегодня человек говорит, что арабы воинственны, русские холопы и т.п., - он всего лишь повторяет этот ход мысли или, лучше сказать, безмыслия.

* * *

Любить мир или свободу - это не "как", а "что". Это определяется изнутри и только изнутри. Принадлежность к определённой нации, сословию, культурной группе может определить лишь способ выражения любви или ненависти. Человек постоянно склонен маскировать свой дурной выбор, приписывая его "обстоятельствам". Ворую как дедушка, матерюсь как русский, дерусь как пролетарий. Выбор хорошего, выбор любви, небось, никому не приписываю. Никто не скажет девушке: "Я люблю тебя как русский!" (Хотя, безусловно, проявления любви могут быть, в том числе, характерыми для русских людей определённого времени, места, денежного достатка, культуры).

Преклонение перед своей нацией, как и ненависть к чужой, есть грех идолопоклонства, потому что такое поклонение отрицает существование образа Божия в человеке. Не обязательно быть верующим, чтобы веровать, что человек любит или ненавидит сам, обстоятельства лишь обусловливают (в очень малой степени) форму любви или ненависти. В человеке - настоящее звёздное небо, а не планетарий, где яркие точки образуются благодаря подсветке внешних источников света. Человек - свет миру, и бесчеловечно как тушить этот свет в себе, так и отрицать его в других. Националист не видит звёздного неба, он днюёт и ночует в планетарии, причём звёзды намеренно расположены в ненатуральном, зато "своём", "особенном" порядке. "Национально мыслящий" имеет над головой "национальное небо", а в душе - "национальный нравственный закон".

*

* * *

К моему огромному сожалению, некоторые материалы, которые я сканирую и помещаю и которые вполне себе не нарушают ничьих прав, по русской сети не расползаются. Яркий пример - мемуар Рудницкого о 6 августа 1942 года, когда - я согласен с Рудницким - погиб Корчак. Рудницкий полагает, что Корчак не доехал до Треблинки, задохнулся в вагоне. Мемуар очень трезвый, безо всяких бодряческих флагов и гордо задранных голов. Люди идут на смерть как автоматы - обнажается базовая биологическая реакция на опасность. Нельзя же требовать от детей и измождённого старика (Корчак, правда, был ненамного старше меня в год гибели), чтобы они выражали хоть что-то. Да и взрослым - имеет смысл начинать бороться немножечко раньше, чем будет объявлено о назначении Гитлера рейхсканцелером, а не тянуть до последнего.

Да, 6 августа уже прошло, но Рудницкий правильно говорит - надо так представить, как в вагоне один за другим умирают от удушья дети и Корчак, чтобы это было в памяти не раз в год, а ежедневно. И последнее. В вагоне умирали не евреи. В вагоне умирали люди. Да, их выбрали по признаку еврейства. Но человек отличается от животного способностью делать умозаключения - обжегшись на спичке, не совать руку в костёр. Поэтому бороться за жизнь потенциальных жертв надо сразу, как только заходят разговорчики о том, что эта национальность такая-то, а это такая-то - о какой бы национальности ни шла речь.

Там ещё молитвы Корчака - ну, обычные эссе под видом молитвы. Трогательно-слащавые, почти надсоновские. Но зачтутся больше молитв тех, кто его убивал - а среди убийц были вполне себе практикующие католики и лютеране. Они, конечно, не поэтому убивали, но всё же...

* * *

Идея, что путь к демократии непременно лежит через национализм, неверна трижды. Во-первых, исторически далеко не все страны на пути к демократии проходили через национализм. Во-вторых, "всякая селёдка рыба, но не всякая рыба селёдка" – национализм бывал и в странах, от демократии улепётывавших. В-третьих, современный русский национализм – это всего лишь стыдливый нацизм и бесстыдная ксенофобия, не имеющие никакого отношения к идее нации как союза свободных и равных людей. Идея постричь всех наголо не имеет никакого отношения к идее разрешить каждому носить ту причёску, какую он хочет, в случае профессиональной необходимости убирая её под поварской колпак или медицинскую шапочку.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова