Вера.
2 ЕЗДРЫ: ИСТИНА НЕ В ВИНЕ, НЕ В СИЛЕ, НЕ В ЖЕНЩИНЕ
В глухие времена запрещённые книги прятали так: брали книгу разрешённую такого же размера, вынимали из неё середину, вставляли листы запрещённой книги. Обложка и титульный лист оставались прежними. Ну не только же пистолеты врезать в Библию!
Таким гамбургером является и «вторая книга Ездры». Она не вторая, она не Ездры, она не книга. Это эссе, написанное во II-м столетии до рождества Христова, которое замаскировано вложением в текст, который на пару веков старше. Этот текст тоже в Библии, абсолютно в таком же виде, рассказывает про деятельность Неемии и Ездры. Текст разрезан на две половины и эссе помещено в середину.
Текст-булка выбран не без остроумия – реформа Неемии была, прежде всего, связана с женщинами. Благочестивец запретил жениться на иностранках и добился расторжения всех подобных браков, во всяком случае, у священников, которые всем пионерам примеры.
Автор эссе во «Второй книге Ездры» имел о женщинах совершенно другое мнение. Он не делил женщин на хороших («своих») и плохих («иностранок»). Он был простой – в смысле, «цельный» - женоненавистник, как и многие мужчины (впрочем, и женщины) древности. Впрочем, он был человек широкой объективной души и ненавидел ещё и всех царей (видимо, можно сказать, «всех политиков», потому что в ту эпоху и в этом регионе единственным политиком был царь), и всех алкоголиков – то есть, всех мужчин.
Эссе начинается совершенно как сказка о царе Салтане, только вместо троих девиц царь имеет троих стражников, которые спорят о том, кто на свете всех сильнее. Побеждает, конечно, еврей Зоровавель, который поставил на женщин. Логика проста: вино опьяняет всех, цари правят этими всеми, но и цари под каблуком у баб. Публика в восхищении, а Зоровавель, не переводя дыхания, провозглашает, что всё-таки истина – в истине:
«Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей;
а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века».
Мнения царицы никто не спрашивал, хе-хе, так что победил Зоровавель и был награждён тем, что царь позволяет евреям вернуться в Иерусалим – ну, дальше следует нижняя часть гамбургера про Неемию и несчастных мигранток, которых принудительно освободили от сексуального рабства у евреев.
Что же получается – женоненавистничество боговдохновенно? С алкоголем и самодержавием как-то легче расставаться, чем с любимой.
Женоненавистничество Зоровавеля – высшей пробы. Все его основные тезисы повторены у Шекспира в монологе Строптивой Жены, но у Шекспира в лоб восхваляются мужчины:
«Муж - твой хозяин, жизнь, хранитель твой, Твоя глава, властитель, вечно полный Заботой о тебе, всегда в трудах - На суше, на море; он по ночам Не спит во время бури, мерзнет днем, Пока ты в теплой нежишься постели».
Зоровавель бранит и мужчин – за то, что любят женщин:
«Берет человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам,
льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдет, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной.
И более любит человек жену свою, нежели отца и мать.
Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них».
Такая вот подростковая фобия. Что в ней боговдохновенного?
Ничего, конечно. Господь Иисус Христос в Евангелии, можно сказать, цитирует Зоровавеля, но всюду, где тот ставит минус, Спаситель ставит плюс. Да, «человек [в украинском смысле – то есть, мужчина] оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется к жене своей» - ну и слава Богу! слава Богу!!! Что, брак – дело нелёгкое? Человек «с женою оставляет душу, и не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей»? И слава Богу!!! Оставь душу свою и иди за Мной!
Да, Иисус часто сравнивает Себя с женихом, но, когда Он призывает оставить душу, погубить жизнь и следовать за Ним – это Он сравнивает Себя с женой, как её представляет Зоровавель. Вам вино не нравится? Иисус Себя и с вином сравнивает – да что там, отождествляет. Будьте алкоголиками веры, упивайтесь Богом до подставления щеки и раздачи имения! Вам монархия нехороша? Будьте монархистами Неба!
И никаких разводов, революций и, что самое главное, похмелья. Сплошной рай и царство Божие – а в этом царстве всех нас, чоловиков, встретит Создатель и с Ним – Мария, Сарра, Юдифь, Эсфирь, и все-все-все женщины, которых мы так боялись, так презирали, так унижали, так радостно сравнивали с бутылками пива… И вот тогда мы поймём, почему истина – женского рода, а грех – мужского.