Оглавление книги
Ио. 1, 30. Сей
есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому
что Он был прежде меня.
По согласованию №20.
Загадка,
которая разрешается поразительно просто с учётом человеческих слабостей: кто раньше
родился, кто старше - того пропускают вперёд. Первоначально младший считался слабейшим
и потому старший становился вперёд, чтобы защитить младшего от возможной опасности
на дороге. Командир должен быть впереди на белом коне. Предтеча, видимо, имеет
в виду именно это - а парадокс и шутка здесь в том, что Иисус был младше Иоанна
на несколько месяцев. Он "был раньше" лишь в очень высоком смысле -
как предвечный Бог. Правда, под влиянием самого Христа вперёд стали пропускать
не сильнейших, а слабейших - стариков, женщин, детей, капитан-сходит-с-корабля-последним...
Появилось ощущение, что опасность не столько впереди, сколько позади человека
- "грех алчный гонится за мною по пятам". Смерть - вот главная опасность,
а смерть почему-то действительно воспринимается как враг коварный и лукавый, наносящий
удар в спину, не показывающийся. И ведь верно: Иоанн, пропуская Иисуса вперёд,
принимает на себя удар Кесаря - он первым погибает, а потом уже Иисус.
|