Оглавление книги
Ио 1 38 Иисус
же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему:
Равви, - что значит: учитель, - где живешь?
На первый взгляд, простое как свежий огурец воспоминание. Уставший от надоедливых
ханжей Иисус пытается довольно грубым вопросом отделаться от Андрея и Иоанна,
а те пытаются подольститься. Вопрос Иисуса - вовсе не вопрос, а восклицание, вопрос
Андрея ("где живешь?") - тоже не вопрос, а восклицание, междометие вместо
ответа. И Иисус отлично знает, что нужно посетителям, и посетители отлично знают,
где живет Иисус. И вот это "сердечное", "простое" до простоватости
воспоминание идет через несколько строк после фантастического "В начале было
Слово"? Разумеется, в таком контексте оно прочитывается по-другому - и автор,
видимо, хотел такого эффекта. Иисус задает главный вопрос, вечный вопрос:
что нужно человеку? Любопытство или стремление к истине? Хлеб или Слово? Дисциплина
или свобода? Андрей с Иоанном отвечают: "Нам нужно быть с Тобой, нам нужна
истина, а не любопытство, Слово, свобода". Потому что посмотреть, где живет
Иисус, означает согласиться с тем, что Иисус не живет в каком-то особенном месте.
Как заметил сам Иисус, говоря о Предтече, человек, который интересен местом своего
обитания, вовсе неинтересен (во всяком случае, так можно истолковать Мф.
11, 8). Место всегда некрасивее человека, если только человек - настоящий.
Однако, не всякому дано это увидеть. Пушкин замечал, что для лакея нет гения,
а есть неряшливый господин. Это потому, что лакей - лакей, он несвободен. Свободный
человек иначе видит мир, и неряшливость в дому гения его не смутит. Называя Иисуса
учителем, соглашаясь принять Его целиком, принять свободно, ученики загадывают
нам загадку: "Можете ли Вы признать Бога - Богом, признать Бога Богом и в
добре, и в зле, и в радости, и в страданиях, увидеть, что Бог живет всюду?"
|