Оглавление книги
Ио, 3, 27
Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя],
если не будет дано ему с неба.
№30 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Сказано в ответ на зависть учеников к Иисусу, но сказано не об Иисусе – мол,
Иисус не самозванец, Ему дано с неба. Сказано о себе. Это загадка, в которой нужно
разгадывать не определение – оно вполне ясное, а нужно догадаться, кто определению
подлежит. Бог – Тот, кто не подлежит определению и определению не поддается. Почему
Иисус – не самозванец? Почему Он не должен оправдываться? Почему Иоанн оправдывает
себя, а не Иисуса? Ответ один на все вопросы: потому что потому. Бедный Иоанн!
Он явно был не с ессеями, он намеренно уклонялся от создания «монастыря», «кружка»,
«секты», но ведь ходить за собой не запретишь, и ученики у него были – и хорошо,
из их числа были и первые ученики Иисуса. Только «ученики» - поразительно парадоксальное
явление, из тех, о которых сказано: «Вместе тесно, врозь скучно». Без них – нельзя
и плохо, с ними – одно мучение, потому что если они слишком похожи на тебя, это
кошмар клонирования, а если непохожи, то это кошмар предательства. А на самом
деле, ученики вовсе не кошмар, просто та же благодать, которая приводит учеников
к учителю, делает их взрослыми и уводит от учителя. Хотя, конечно, никто не даст
гарантии, что уводит благодать с неба, а не искушение с низу. Никто, кроме законченных
ханжей и страховых агентов.
* * *
Иоанна мы обычно представляем сухим и суровым человеком. Мы отождествляем способ
проповеди с содержанием. Говорил о топоре и огне - значит, готов рубить и жечь.
Ходил в звериной шкуре - значит, зверь. Питался саранчой - агрессивен.
Был рассказ о том, как голодающие крестьяне пришли к Ленину и пожаловались:
траву уже начали жевать, скоро мычать начнем. "Не бойтесь, - сказал вождь
революции, отхлебывая чай и заедая его медом, - вот я мёд ем и - ничего, не
жужжу".
Духовная пища, которую Иоанн пришел дать людям, была в горькой оболочке. Но
это не значит, что он сам был горьким. Судя по его речи к ученикам, обидевшимся
на Иисуса, человек был веселый и деликатный.
Ученики пришли, вспотевшие от зависти. Иоанн начинает с того, что становится
на их точку зрения: "Не может человек...". Он как бы признает,
что Иисус - человек, обычный человек; несколько веков спустя такое прозвучало
бы как ересь - мол, просто человек, которому была дана большая благодать. Ученики
понимают так, что Иисус - человек, и не нужно ему завидовать, как не нужно завидовать
любому таланту.
Следующая фраза радикально все меняет.
|