Оглавление книги
Ио, 3, 30: Ему должно расти, а мне умаляться.
№30 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Понять, как можно радоваться смирению ("Ему должно расти, а мне умаляться")
очень легко от противного. Самый верный способ развеселить человека - умалить
кого-то в его глазах. На этом основана клоунада: упал, получил затрещину - и
мы не можем не развеселиться. На этом стоит сплетня: а этот-то, этот-то... И
всем стало легче на душе: есть еще душонки мельче нашей! Значит, радоваться
мы можем, не такие уж мы безнадежные грустецы в гарольдовом плаще. Проблема
в том, как научиться радоваться любви, а не ненависти. Но это уже, все-таки,
техническая проблема.
* * *
Человеку и хочется, чтобы дети были лучше его, чтобы был прогресс в развитии человечества не только материальном, но и духовном, и страшновато – а вдруг есть духовный прогресс? Тогда я чего-то лишён чрезвычайно важного, я ещё не вполне человек, я почти обезьяна!
Бедный человек! Всё в мире эволюционизирует, а человек – нет. Эволюция - привилегия обезьяны. Обезьяна стала человеком, человек не может «стать» кем-то выше себя. Нету такой эволюции! Потому что выше – некуда. Даже Бог – не выше, потому что человек и есть Дух Божий, втиснувшийся в обезьяну.
Дух не может подняться, плоть же может опускаться и опускается. Человек дряхлеет, но лишь телом – во всяком случае, в силах человека не дряхлеть духом, и нормальный человек и во время старческого одряхления чувствует себя внутренне молодым. Разве что грех придавит, но это уже не физиологическое, а именно духовное.
Тем не менее, есть правда в словах Предтечи о том, что он должен становиться меньше, «умаляться», чтобы Иисус рос. Только это не о том, что будто бы Иисус, словно вампир, черпает из Иоанна силы, является следующей ступенью в духовной эволюции. Нет такой эволюции, которая бы привела ко Христу. Сколько ни громозди камней, они не могут стать небом, они могут стать лишь горой.
Человек должен становиться меньше – не абсолютно, а относительно. Человек становится меньше по мере того, как растёт человечество. Чем более «плодится и размножается», тем меньше доля, пай, акция человека в человечестве. Однако, количественный прирост людей не есть рост человечества как качественного целого. Смерть – и как физическое небытие, и как гниение и омертвление духа – обгрызает человечество, делает его фикцией, которая меньше отдельного человека. Христос есть победа над этой смертью. Он растёт – Он становится подложкой, на которую переносится человечество, как с ветхого полотна переносят красочный слой на новое полотно. И это новое полотно больше старого. Оно бесконечно, и это не страшная, а радостная бесконечность, где моё «я» становится меньше относительно целого, но зато абсолютно оно становится больше. Растёт Иисус – и только в Его росте растёт наша способность прощать, понимать, любить. Происходит ровно то же, что в браке, который есть относительное уменьшение каждого из вступающих в брак – относительное уменьшение одного и абсолютное увеличение того нового, целого человека, который есть единство двух. |