Оглавление книги
Ио, 3, 34
ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
№30 по согласованию.
ХРИСТИАНИН: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, НЕ ЧИНОВНИК - Ио 3, 34 (30 согл.)
"Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает
Бог Духа".
Когда в России кончился коммунизм, часть коммунистов стала просто правительственными
служащими, а часть сделалась предпринимателями. И вдруг первые обнаружили, что
получают меньше вторых. Первые стали брать взятки у вторых; это было нетрудно,
потому что все в стране по-прежнему принадлежало правительству, и предприниматели
были как бы игрушечными, получая доходы благодаря тому, что им бесплатно давало
правительство. Когда же журналисты обвинили чиновников во взяточничестве, глава
правительства заявил, что надо поднять чиновничью зарплату и уравнять ее с доходами
предпринимателей. Так и поступили.
Во всех странах и, кажется, во все эпохи чиновники всегда получали меньше предпринимателей
и считали это естественным: взамен они имели уверенность в будущем. Государственного
чиновника, даже если он совершенно дурак, лентяй и бездарь, не увольняют. В
крайнем случае, ему подыскивают или создают место, где он не принесет вреда
собратьям по службе, и держат там до пенсии. Чиновник никогда не нальет ванну
шампанским, но кружку пива сможет налить всегда. Он спит спокойно, если только
он не слишком честолюбив - но слишком честолюбивые идут не в чиновники, а в
бизнес или политику.
Христиане - честолюбивы. Им нужна та слава, которою Творец мира прославил Сына
Своего - и Сын обещает им эту славу и дает. Им нужна та сила, которою сотворен
мир - и Отец посылает им силу Духа Святого. Им нужно шампанское, а не пиво -
и подчас им не достается не только пива, но даже и простой воды. За это они
имеют постоянно Воду Жизни - самого Спасителя.
Каждый христианин - предприниматель: им предпринят поход в Царство Божие. Христианин
не имеет чина, кроме чина дурака и юродивого, зато имеет свое дело - дело любви.
Христианин рискует - и если он действительно рискует, оставляя все ради Царства,
люди, оставшиеся за бортом Церкви, смотрят на него с завистью, ибо "не
мерою дает Бог духа". Словно миллионный куш, сваливаются на христианина
дары и плоды Духа, превышающие все, что было заложено от него природой, воспитанием,
самосовершенствованием, и он шатается под тяжестью благодати молитвы, кротости,
прощения, сознавая, что все получено им совершенно непропорционально усилиям
и риску, практически случайно и задаром. Любому миллионеру помогает случай,
но миллионер хотя бы умеет случаем пользоваться - христианину же помогает благодать,
которой он и распорядиться толком не умеет и обогащается во Христе, оставаясь
нищим духом.
Христиане - люди с большими запросами. Это и понятно: у кого есть кружка пива
- мечтает о вобле, у кого есть пивной завод - мечтает о заводе автомобильном.
Кто раз ощутил благодать Духа, мечтает о святости. Беды в этом нет - беда, если
большие запросы мы пытаемся совместить с запросами маленькими. Чтобы приобрести
автомобильный завод, иной раз придется и от пива отказаться. В отличие от капиталистов,
однако, христиане не понимают элементарных вещей - совсем как большевики - и
надеются получить от Бога большие доходы и уверенность в светлом будущем одновременно.
Слова "невозможно работать двум господам" означают не столько то,
что невозможно одновременно делать и гадости, и добрые дела, сколько то, что
невозможно получать вознаграждение одновременно и за то, и за другое. Либо сатана
примет нас к себе на службу и заплатит нам пивом, стабильностью, умеренными
доходами, которых достанет даже на похороны и еще детям останется - либо Бог
заплатит нам мощью Духа, вечной жизнью, любовью ко всем людям. А мы все норовим
Огонь совместить с пивом, вечную жизнь - с дубовым гробом, кистями и глазетом,
любовь ко всем людям - с накладенными в свое гнездышко своим птенчикам веточками
и листочками, надерганными со всего света. Мы возмущаемся, когда Дух указывает
нам на Крест - хотя это просто глупо, как глупо было бы капиталисту жаловаться,
что из-за дел у него нет времени купаться в шампанском. Впрочем, капиталисты
жалуются редко: они знают цену всему и особенно цену успеха.
И не надо юлить и показывать на неверующих, которым тоже часто и слишком часто
приходится несладко. Всякий господин, кроме Господа, норовит обмануть - а сатана
обманывает сплошь и рядом, лишая и воблы, и пива. А если бес дает пиво, виллу,
автомобиль, отпуск в Испании и прочие среднеевропейские чиновничьи блага - о,
будьте уверены, это не от щедрот! Он дает всегда резко меньше, чем вам причитается
- таков уж сатанинский чин и распорядок. И процветающие на служении маммоне
чувствуют это, и брюзжат, и у них портится цвет лица, и растет число самоубийств,
и падает рождаемость - потому что обманутые хотят не плодиться, а выжать все
из полусухой губки, которая им подсунута.
"Мера" - в древности так называли мешок. Не мерою дает Бог Духа -
и если мы принимаем Духа, то перестаем обращать внимание на набитые мешки, валяющиеся
вокруг нас. Дух тяжел - но эта тяжесть воздвигается внутри нас подобно колонне
и не дает нам упасть среди любых катастроф. Дух пьянит - и мы жадно впитываем
его, с простодушным восторгом оглядываясь вокруг, смело прозирая в людях самое
лучшее, что таится в них от Духа. Дух животворит - и мы, получая его, среди
боли и тоски получаем утешение и надежду, прежде воскресения обретая вечную
жизнь с Отцом и Его возлюбленным Сыном.
1990-е
|