Оглавление книги
Ио. 5, 13 «Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте».
№45 по согласованию. Иллюстрации. Фразы предыдущая - следующая.
Все было проще, чем рисовали на благочестивых картинах XVIII-XIX столетий. Не было человека с величественной осанкой, перед которым все расступались, так что пустое пространство окружало и сопровождало его словно луч прожектора. Осанка, возможно, и была величественной – хотя профессия строителя к этому ничуть не располагает, если напрячься, можно – но сюда приходили мыться. Это был аналог нынешнего хождения по магазинам.
Впрочем, шоппингом часто занимаются не для покупок, просто других посмотреть и себя показать, а в купальню шли купаться… Что в современном мире невозможно сделать дома? Ну, к примеру, пляж. Пляж в жару, когда найти место и расстрелить полотенце трудно, а если уж нашел, то меньше всего хочется разглядывать соседей. Это Иерусалим – это восточный город, город в горах, это место, где в любое время года вода в страшном дефиците, хоть с римским акведуком, хоть без. Тут и здоровый человек думает об одном – как бы найти местечко и окунуться. Да, тут просят милостыню – ну и кто в сегодняшнем метро обращает внимание на попрошаек? Да, тут бывают самые разные происшествия – и все стараются их не замечать, не для того пришли. Так что в толчее никто особенно и не заметил разговора одного здорового с одним больным.
Недлинный был разговор, скажем прямо, и Иисус сразу растворился в толпе, а вот больной – выкристаллизовался. Потому что пока он лежал на подстилке у всех под ногами, его не замечали, а когда он со своим шезлонгом пошел, так все сразу обратили на него внимание – это как на пляже человек с рождественской елкой. Нашел место и, главное, время! А Иисус был под без подстилки, как Его отличишь! Даже сам исцеленный растерялся. Много лет он глядел на мир снизу вниз – очень специфическая точка зрения, чрезвычайно деформирующая восприятие.
Ноги людей при этом кажутся куда важнее головы. Вот после воскресения и встречи с Богом разве легко будет узнать Бога? Ну не будет же трона, окруженного всякими фимами, это ж все поэзия! Воскресение это превращение мертвеца в живого человека, но это отнюдь не превращение невидимого Бога в видимого божка. Меньше всего смогут узнать Бога те, кто будет искать глазами образ, который невольно создал себе в жизни временной – величественного «Автора Библии» или Гениального Дизайнера. Но и те, кто считал Бога ничтожеством, которого звать Никак, тоже растеряются. Да все мы растеряемся в толпе воскресших, и надо уже здесь и сейчас учиться наслаждаться растерянностью – она противоположна потерянности, она верный признак того, что у нас есть возможность найтись и найти.