Оглавление книги
Ио 5, 17 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу
№45 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Обвинения кажутся безумными, и в истории было достаточно людей, которые отвергали достоверность подобных евангельских известий, исходя из того, что «этого не могло быть, потому что этого не могло быть никогда». Противоречит другим источникам!
Только вот у источников такой давности есть одна особенность – отрывочность. Сохраняется почти всегда то, что представляет позицию большинства или позицию власти, у которой достаточно средств, чтобы говорить от имени большинства. Да, большинство евреев были не идиоты и не травили Иисуса. Так ведь и большинство русских не верили, что обвиняемые на сталинских процессах подлинно хотели прорыть подземный ход от Лондона до Москвы. Только они пассивно не верили, а потому обвиняемых расстреляли. Меньшинство взяло верх. Данная конкретная ложь была разоблачена, но это – исключение. Мир лежит во зле. Большинство преступлений остаётся нераскрытыми и даже незамеченными, как бы ни утверждали обратное власти и телесериалы. Умные и честные властители то и дело идут на поводу у мерзавцев-маргиналов. По разным причинам, но с общим знаменателем – власть отупляет и делает циником. Цинику трудно прорваться к власти, но прорвавшемуся к власти трудно не стать циником, а это – смерть интеллектуальная и моральная.
Нетрудно свести обвинения против Иисуса к рациональным, понятным претензиям. Мол, в Талмуде упоминается, что сын не должен равнять себя с отцом (стандартная псевдомудрость патриархального общества, аналог «не лезь поперек батьки в пекло»). То есть, все сыновья Божии, но надо же понимать условность выражения. Тогда оказывается, что нападали на Христа вовсе не идиотически, а вполне разумно, а вот верующие в Христа идиоты, потому что Сам Иисус претендовал совсем не на многое, просто выражался неудачно. Непонятно, правда, почему Его распяли, в конце концов.
Ну да, вера потому и вера, что чувствует то, что не высказать словами. Вера в то, что «Иисус есть Христос», есть вера в то, что «Христос» очень неадекватно описывает Иисуса, что это Иисус наполняет содержанием «мессианские чаяния», пророчества, «эсхатологические верования» и т.п. Вот героиня повести Александра Грина, которой было сказано, что её любимый приплывёт на корабле с алыми парусами. Вы думаете, паруса были такие уж алые? В магазине, когда любимый их рассматривал, они ему показались алыми, но ведь одно дело магазин и несколько метров образца, а другое дело – влажная ткань, увиденная за несколько сотен метров, полощущаяся на ветру на фоне неба и моря. Конечно, она была много темнее настоящего алого цвета, и вообще она была разных оттенков. Героиня увидела героя и сказала: «Совершенно такой!» Не «Паруса совершенно алые». Могла, между прочим – и в этом весь невысказанный заряд повести, делающий её не просто слащавой картинкой – и послать куда подальше. Такое бывает сплошь и рядом, и часто это правильно – не надо быть Прокрустом, укладывать мир в целом и любимого человека в частности на ложе своих предчувствий. Не Бог для пророчеств, а пророчества для Бога.
Обвинения в адрес Иисуса так же свидетельствуют о непонимании Его, как всевозможные возгласы, восхваляющие Иисуса. Не «делает себя равным Богу», а попросту и есть Бог. Тот самый, единственный, никакой другой. Кошмар, бред, кощунство. Но вот ведь – вера, делающая любовь к Богу такой же странной, жуткой и великой, какова всякая любовь.
|