Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 6, 36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

№77 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Про "видели и не веруете" - это чуть выше:

"И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал" (Ио. 5, 37-38).

Уже много ближе к концу (Ио 15, 24) Иисус выразится резче:

"Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего".

Не просто "не веруете", но "ненавидите". В русском красиво - ненависть от слова "видеть", но это редкий случай. Само по себе "не видеть" ещё не означает "ненавидеть". "Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Ио 6, 26). Умножение хлебов - для Иисуса "семея", "знамение", "знак". Так для голодного вывеска с изображением хлеба - это знак, но для сытого - просто жесть, он равнодушно проходит мимо. А если на вывески изображена не буханка хлеба, а целая гора хлеба, причём от неё исходит сияние? Понятно, что это не о булочной, а о чём-то другом, что хлеб тут- лишь символ. Умножение хлебов это превращение хлеба в указатель. Материально - да, хлеба стало больше. Но мы же люди, мы же умеем видеть в материальном символы, но вот тут это умение не срабатывает, люди не видят, что "умноженный хлеб" стал не больше, а меньше. Хлеба превратились в крошки, подобные тем, которые сыпались из кармана Мальчика-с-пальчик, отмечая дорогу из тёмного гибельного леса. Эти крошки не для еды, они сами - знаки, указатели. Если съесть эти крошки, то погибнешь в лесу, потеряв из него выход. Как если бы нить Ариадны оборвали и связали из неё шарфик.

Собственно, это и есть постоянно разыгрываемая драма религиозной жизни. Увидеть предмет, но не увидеть в предмете того, символом чего этот предмет является. Использовать предмет не по назначению. Фигурально говоря, съесть. Поспешить, не рассмотреть, не подумать. Увидеть, но не уверовать. Увидеть алтарь и не поверить, что это алтарь. Под что уж тогда используют алтарь... А какая разница? Главное - что сама жизнь человеческая есть не то, чем она кажется, когда мы раздражены, суетливы, материалистичны. Она не для того, чтобы её съесть до последней крошки, облизываясь и чавкая. Она - чтобы пройти тёмный лес и выйти к Свету. Увидеть и - уверовать, что увиденное ведёт к Невидимому.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова