Оглавление книги
Ио 8, 31.
Ио 8 31 - сказал "уверовавшим в него". И, тем не менее,
Он говорит им, что они хотят Его убить. Уверовавшие — хотят убить?
Да! Это специфика Евангелия от Иоанна; оно обращено к верующим и
говорит им вещи страшные, более страшные, чем в других Евангелиях.
Это словно некоторый сеанс психотерапии: Иисус выволакивает на свет
скрытое в подсознании верующего. А скрыт там страх: я так много
должен сделать, я должен верить в столь невидимое — а ну как я провалюсь,
или уже провалился?! В душе верующего в Христа неизбежно скапливается
досада на Бога, чрезмерно требовательного, слишком невидимого, слишком
страдавшего. Иисус не возражает — Он только советует сознавать эту
досаду и объясняет её причину: "Слово Мое не вмещается в вас" (8.34).
Беда не в том, что мы хотим убить Христа (хотя хотим,
и риторическая фигура насчет того, что мы грехами распинаем Иисуса
— не пустая фигура, мы действительно грешим не только из слабости
или ради удовольствия, но потому что слово Господне не вмещается
в нас, и мы машем рукой: "Э, ну и ладно! Щас я ему покажу!...").
Беда в том, что мы еще и окружающих убиваем. Речь к уверовавшим
одновременно обращена к ищущим убить. Эти два свойства соединились
в одном человеке: Иуде. Беда именно в том, что Иуда — типичен. Он
не исключение. Исключение — Петр и прочие святые. Как возможно соединение
веры и неверия, причём агрессивного, богоубийственного неверия?
Оно возможно, поскольку вера все время должна расти, чтобы не умаляться,
расти от веры в Иисуса как хорошего человека до веры в Троицу, обоживающую
верующего. В вере надо "пребывать" (31) — то есть, бытие человека
должно вместиться в веру, войти в нее.
1990-е
|