Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 8, 36. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

№96 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

 

Огромная проблема для историков, изучающих это место Евангелия - Иисус говорит с "уверовавшими в Него", но говорит так, словно это это неверующие, а то и просто враги, собирающиеся Его распять. Для людей, имеющих опыт веры, проблемы нет. Как и первые верующие, мы готовы кричать "Верую, помоги моему неверию!", а на слова "Один из вас предаст меня" - "Как Ты догадался, что я об этом подумываю?!"

Потому что и мы, крещёные, очищенные, духоносящие, - рабы. Да, мы уже не рабы греха, но всё же мы - рабы, хотя и Божии. Иисус ведь в предыдущей фразе очень хитро изменяет образ: вот только что Он говорил, что я - раб греха. Казалось бы, это означает, что я живу в царстве греха, во дворце сатаны и ему служу, но вдруг - нет, дом не сатаны, ведь если "раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно" (8, 35), то не о доме греха идёт речь - Сын Божий ни минуты в доме сатаны не живёт и сатане не приходится сыном, так что тут мы уже рабы в доме Отчем. Психологически, по своему опыту, это чрезвычайно ясно: не так трудно поменять одного господина на другого, как принять Другого как Отца, а не Господина.

Легко требовать, чтобы никто никого не называл отцом, потому что лишь Бог - Отец. Трудно относиться к Богу как к Отцу - настоящему отцу, а не садистическому домашнему тирану. Собственно, это невозможно, если бы не Сын. Весь пафос притчи о блудном сыне в том, что старший сын не выполняет своего долга по отношению к младшему, не показывает ему, что такое - быть сыном. Старший сын относится к Отцу как к самодуру и надсмотрщику, который ничем не делится, а лишь эксплуатирует.

Вера есть не просто вера в то, что Иисус был, воскрес без посторонней помощи и сидит одесную с судейским молотком в руке и жаждой послать всех козлов в преисподнюю в голове. Вера есть вера в то, что Иисус дышит в нас жизнью, верой, милосердием, любовью. Он - не Старший Брат Орвелла, он - Старший Сын Отца. Дьявольская разница, как сказал бы Пушкин.

Свободу иногда делят на "свободу от", негативную и "свободу для", позитивную. "Свобода от" - сатанинская, свобода от норм, свобода от святости, смирения, мира, любви. "Свобода для", изволите видеть - следование закону Божию. Это и есть рабье понимание свободы.

Свобода делится на ту, которой нельзя пользоваться, хотя она должна существовать, и на ту, которой нельзя не пользоваться, хотя её не существует.

Нельзя пользоваться свободой ненавидеть, расходиться, самообороняться до полного истребления противника, хотя эта свобода окружает нас, даже Бога, кажется, окружает и нам, опытным и умным, думается, что эта свобода первичнее Бога.

Нельзя не пользоваться свободой светиться, любить, творить, хотя в мире этой свободе места нет и не предвидится.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова