Оглавление книги
Ио 9, 35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
№101 по согласованию.
Вера между прошлым и будущим.
Александр Генис взял репродукцию картины "Явление Христа народу" и вырезал фигуру Христа. "Образовавшееся в верхней части отверстие бесспорно походило на замочную скважину. Ключ к ней, надо полагать, откровение. Должен признаться, что изрезанной картина мне понравилась даже больше целой. Христос на ней вернулся к себе, став той незаполнимой дырой в душе, с которой каждый справляется по своей вере" ("Эскайр", №8, 2008, с. 62).
Бог как дыра в душе - это почти марксово "сердце бессердечного мира". Впрочем, вывернутое: "бессердечие сердечного мира".
Действо ("перформанс") Гениса абсолютно конгениально словам Иисуса, Который сравнил себя с дверью. Что, собственно, видит прозревший слепой? Он видит дверь. Красивую, живую, но - дверь. За дверью живут. Зрячие и слепые все одинаково - по эту сторону двери. Различие между верующими и неверующими больше, чем между зрячими и слепыми. Верующие знают, что замочная скважина - для ключа. Неверующий полагает, что замочная скважина - "Незаполнимая Дыра В Душе, с которой каждый справляется по своей вере". О чём, собственно, спрашивает Иисус, когда спрашивает исцелённого, верует ли тот в Сына Божия? О том, допускает ли исцелённый саму возможность того, что есть Бог, что вера возможна, что возможен Сын Божий. Большинство-то людей в ответ на такой вопрос не спросят: "А кто Он, Сын Божий?" - а воскликнут: "Ну какой ещё Сын Божий! Какая ещё вера! Каждый сам справляется с НДВД!" (для краткости пусть будет сокращение). Не может выйти на свободу заключённый, внушивший себе, что глазок в двери камеры - всего лишь НДВД. Замочную скважину даже слепой может нащупать, а вот ключ от неё может не увидеть даже зрячий, ведь ключ-то в руках Другого. Христос тогда "возвращается к Себе", когда в другом человеке видят замочную скважину, ведущую на небеса, когда начинают искать к ближнему ключик (в Евангелии названный ключом Царства Небесного). Любопытно, что Иисус не сразу после исцеления стал говорить с исцелённым о вере, а только после того, как счастливца выгнали. Исцелённых много, мало сохраняющих память об исцелении. Человек слишком легко принимает здоровье и зрение как должное. Это и правильно, только чревато неблагодарностью - а затем и предательством, которое одно есть Незаполнимая Дыра в Душе.
*
*
Когда Господь спрашивает о вере - "веруешь ли в Меня" - Он что, ожидает символа веры? Нет, когда Его интересует догматическая сторона, Он спрашивает "кем считаете Меня". Вера не есть знание, равно как и наоборот, хотя всегда приятно, когда они совпадают. Приятно, но редко.
Иисус ищет веры настоящей, взрослой, а вокруг-то молочная вера. Чем страшно получить в детстве религиозное воспитание? Человек ходит в церковь с родителями, повторяет молитвы, и вырастает... Растёт и его убеждённость в том, что вот такое хождение, вот такое молитвословие и есть вера, и есть религия.
На уровне материальном в человеке работает мощный механизм, помогающий отбросить детство, как ракета отбрасывает пустой бак. Молочные зубы выпадают, появляются коренные. На уровне духовном работает лишь первая часть - "молочная вера" выпадает, а вот её место может остаться и пустым. Это ещё неплохой вариант, лучше, чем так, как в патриархальном обществе, где преобладают взрослые люди с молочными зубами веры. А где молочная вера, там и берега кисельные, сползающие, ненадежные...
Господь словно бьёт в челюсть Своими вопросами: эй, чудеса даются тем, кто верует не по наследству, а от себя! Ну-ка очнись, сосредоточься, пошебурши внутри - ты понимаешь, что детская вера так же отличается от той, которая требуется теперь, как чмок в материнскую щёчку от страстных поцелуев влюблённых?
См. вера.
|