Оглавление книги
Ио. 13, 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
№142 по согласованию
Господь велик и правдив, предлагая служить друг другу, ибо обращается к апостолам, которые между собою в равных и свободных отношениях. Когда те же самые слова произносит проповедник, обращаясь к людям угнетённым, они становятся пошлой ложью. Например, общество XIX в. - в нём было лицемерием предлагать женщине служить мужчине, бедняку служить богатому, рабочему служить капиталисту, ребёнку служить взрослому, татарину служить русскому. А ведь предлагали – Гоголь предлагал, Феофан Затворник предлагал (а вот Амвросий Оптинский – нет, и Пушкин – нет). Это та же самая ложь, что и в советской жизни, когда говорились прекрасные слова, только игнорировалась печальная и гнусная реальность, искажавшая любые слова. Это та же самая ложь, которая звучит сегодня в речах светского или церковного лидера, который выходит из роскошного автомобиля и направляется в роскошный ресторан, а по дороге даёт интервью, критикуя стремление людей к обогащению и призывая их служить, служить, служить. Господь сперва сам умыл ноги ученикам, а потом призвал их поступать так же - большинство же "пастырей" начинают с призывов, а до умовения ног не доходят. Господь призвал умывать ноги друг другу, а не друг - врагу, Он не призывал апостола Петра умыть ноги Каиафе или Пилату. Господь призывал умывать друг другу ноги, а из этого делают призыв помыть проповеднику машину.
|