Оглавление книги
Ио 15, 4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить
плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете
во Мне
№146 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Чуть раньше Иисус говорил "Я в Отце и Отец во Мне" (Ио. 14, 10) - и поэтому слова и дела Иисуса это слова и дела Отца. Сколько написано рассуждений на тему о том, Бог ли Иисус, считал ли Иисус Себя Богом или нет, коли Он так говорил. Вот слова о том, что Иисус в верующем и верующий в Иисусе, такой популярностью не пользуются. Тут обсуждать нечего - тут жить надо. Разница при этом существенная - Иисус не убеждает Себя: "Давай, Иисус, будь в Отце!" Он просто в Отце и не испытывает по этому поводу ни малейших колебаний.
Теологов волновало, может ли Бог страдать страданиями Иисуса. Может ли Бог прощать, исцелять, любить, их не волнует - это всё представляется малозначительным. Вот страдания - это важно. А почему, собственно? Потому что античная мысль вполне атеистически свела Бога к первопричине без эмоций и вообще без всего? Да нет, это вторично, а первично то, что Бог - и всякий отец, что важнее - воспринимается прежде всего как власть. Властвующий не может страдать, иначе какой же он властвующий? Раз властвующий, то всех разгонит, кто попоробует причинить ему страдание.
Отец в Иисусе страдает, Отец в Иисусе говорит "Отче, прости им", Отец в Иисусе молится "Да минует Меня Чаша сия" - и Иисус в Отце не проносит Чашу мимо Отца в Иисусе. Вот что такое "Я в Отце и Отец во Мне".
На вопрос "быть или не быть" Иисус отвечает "пребудьте". Вот - разница между Его "отношениям" с Отцом. Иисус не выбирает, пребывать с Отцом или нет, не делает усилия, чтобы пребывать. Человек - выбирает или нет? А "пребудьте" - равноценно "сделайте выбор", "постоянно делайте выбор"? Нет. "Пребудьте" подразумевает, что необходимое состояние налицо. Если вера есть, то и пребывание есть. Выбрать Бога нельзя, но если выбран Богом, то можешь Его бросить. "Пребудьте" - как "не расплескай". Будь осторожнее. Не наглей, не считай себя Богом. Не робей - не дрожи, нет такого ветра, который бы выдул из тебя Бога, оторвал бы тебя от Бога, только ты сам способен от страха порвать со своим единственным настоящим защитником.
|