Оглавление книги
Ио, 15, 26. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от
Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать
о Мне;
№146 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
«Исторически сложилось» - омерзительное выражение. Новояз. Означает обычно, что нечто по ходу истории разложилось. «Исторически сложилось», что Церковь сотрудничает с Царством Кесаря – разложение («коррупция») Церкви. «Исторически сложилось, что твой кошелёк у меня», - оправдывается ворюга. История превращается в держание паузы, создание срока давности, после которого грех и преступление уже не подлежат суду. «Исторически сложилось», что вопрос о том, исходит ли Дух Святой «и от Сына» («фили окве») стал одним из символов разделения католиков и православных. То есть, исторически Церковь разложилась на спорящих друг с другом богословов. Такие богословы – только лакеи у церковных администраторов, идеологически обосновывающие факт разделения.
Конечно, бывают и другие администраторы, и другие богословы – вот об этом Иисус и говорит, что пошлёт Духа Утешителя. Не «хорошие/плохие», «поссорившиеся/непоссорившиеся», а «принявшие мир/отказавшиеся принимать мир». В основном, не принявшие – не случайно из всевозможных переводов греческого «Параклетос» - Утешитель, Адвокат, Ходатай, Заступник – практически не используют самое точное - «Примиритель». Функция адвоката в древнегреческом судопроизводстве не столько защита клиента, сколько примирение клиента с обвиняющими его. Любой конфликт рассматривался прежде всего как нарушение равновесия, мира, гармонии. И вместо вглядывания в «мир», ведётся какой-то безумный спор о том, является ли этот Дух личностью. Схемки рисуются – Бог Отец сверхличность, Сын личность, Дух безличность. Тогда принципиально важно, какого рода слово «Дух». Если мужского – ну, личность! Если женского или среднего – извиняйте, товарищ Дух, Вы не личность! Специально для таких в этой фразе «Дух» - «Пневма» - женского рода, «Утешитель» - мужского, «который» - среднего. «Она такое хорошее адвокат!».
Лучший адвокат – не следователь (вроде Перри Мейсона), а свидетель. Он даёт такую точку зрения, которая подымает конфликтующих над конфликтом. «Свидетельствую, что твой враг – любимый Богом человек, как и ты». Это – по-ветхозаветному. А по-евангельски Дух примиряет, свидетельствуя о Христе. Вот ты алчешь крови – или, может, просто извинений, что физиологически милосерднее, а душевно, может, много хуже – а твой адвокат тебе:
«Послушай, присмотрись – ведь рядом Иисус. Может в Его присутствии не стоит так уж настаивать на справедливости?... Ну если вот тебя с твоим врагом сейчас посадить за бутылкой очень хорошего бренди или что ты там любишь – вы же, как уговорите бутылочку, наверное забудете про ссору? песни начнёте петь, взиматься за руки, друзья?... Так то бутылочка, а то Христос. Иисус ведь к тебе иска не предъявляет? Штрафных санкций не накладывает? Прощает, потому что ты якобы не ведаешь, что творишь – три ха-ха, мы-то с тобой знаем… Так может, того… Остановить себя на скаку и не поджигать чужую избу… Ты смотришь на врага свысока, а ты посмотри на него свыше. Ещё выше – с высоты Голгофы… Ещё выше – с высоты трона Божия… Не стесняйся, залезай, вон, тебе Иисус специально уголок освободил… Ну что, будем сопеть или будем дышать?»