Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 1, 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

№6 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

В песне Елисаветы звучит всё то, что звучало в течение веков в Ветхом Завете, что по сей день звучит в православном богослужении: слова, которые отдают злорадством, угрозой, мстительностью. Если бы номенклатурщики всей земли были объединены хотя бы вполовину так, как евреи, они бы уже давно засудили тех, кто радуется их грядущему падению, кто обзывает их нехорошими словами. Как можно одним языком провозглашать милосердие, и тем же самым языком провозглашать угрозы?

Нет симметрии между угнетателем и угнетаемым, между завоевателем и завоёванным, между рабовладельцем и рабом. Кто подчинил себе другого, тот освободился от другого - особенно, если другой верующий. Там, где Спартак восстает, христианин терпит. Разве не гнусно это со стороны Бога? Нет, потому что Бог берёт на Себя решение проблемы. Решает Он это просто, но радикально и эффективно: смертью. Близость смерти вносит раздор и неуверенность в среду рабовладельцев и царей, а сама смерть делает все их завоевания недолговечными.

Смерть поражает и раба, не только рабовладельца. Здесь-то и даёт себя знатьотсутствие симметрии между победившим и побеждённым. Царь умирает - и с ним умирают все его утопии. Раб умирает - но с ним нечему умирать, кроме его слёз, его несчастий. Более того - и здесь ветхозаветное ожидание гибели, ожидание мстительное и немного отчаянное превращается в новозаветную радость: раб умирает всегда со Христом, рабовладелец умирает всегда без Христа. Бог не есть Бог царей, как ни стараются сильные мира сего подмять под себя и Бога. Бог - как Он явил себя в Иисусе - есть Бог слабых, униженных, Он умирает не в кремлевской спецбольнице, а в сторонке от порядочных людей, Он умирает с отверженными. Поэтому всё то, чего были при жизни лишены рабы и угнетённые, несправедливо засуженные и осуждённые, - правда, милость, любовь - всё это вместе с Иисусом в гробу, с Иисусом и восстаёт.

По житейскому морю плавают броненосцы и роскошные яхты. Они, играючи друг с другом, топят, не замечая того, лодки бедняков. Но смерть, эта радикальная буря, отправляет на дно броненосцы и яхты, а Иисус подымается со дна Сам и с Ним подымаются к свету вечной жизни все несправедливо обиженные. Это - не месть. Это - воскресение, которое не закрыто и для царей - но не как для царей, а как для людей, сознавших грех угнетения, кающихся в нём и не повторяющих его.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова