Лк. 2, 45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его
№19 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Совершенно нормально для человека искать истины среди ближних. Духовный рост тоже начинается с детства, когда первым делом спрашивают у папы с мамой, у братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Только есть одно существенное различие между Творцом и творением: можно принять у людей творение, а Творца можно принять лишь от Самого Творца. Даже если ребёнок во чреве матери будет на средневековый манер сучить ножками, когда мама произносит "слава Богу!", всё равно ему придётся искать Бога и без мамы. Вот был Бог, когда ехали в Иерусалим, думали, Он и теперь где-то тут, среди друзей и родичей, ан Его нету! Потерялся!! Приходится возвращаться.
Тут разыгрывается та же драма, что в метро, когда родители сели в вагон, а подросток отстал. Родителям-то приходится гадать - то ли сын отстал, то ли сел в другой вагон. Выйти на следующей и ждать, доехать до нужной станции и ждать там, вернуться назад? До сотовых телефонов это был серьёзный вопрос. В отношениях Марии с Сыном бывали и ситуации, когда Мария обнаруживала, что ребёнок сел в тот же поезд, но проехал дальше, причём не туда, где надо было сходить, а намного дальше. И вот она говорит Ему вернуться, а Он - не возвращается, демонстративно садится в поезд, который точно идёт в тупик...
Вновь и вновь, чтобы найти Бога, надо вернуться туда, где уже встретил Его, но искать не Его. Вернуться в Иерусалим, даже в Храм, но посмотреть на Иерусалим и Храм другими глазами. Ведь мы видим не то, что видим, а то, что соответствует нашей цели. Если цель - отпраздновать Пасху, то, пожалуй, можно Бога и не увидеть, можно увидеть лишь празднование Пасхи. А если цель - найти любимого человека, в котором вся жизнь моя, то всё привычное предстаёт в новом свете, в свете отчаяния, ужаса и надежды. Тогда уж и к Богу взываешь не потому, что папа с мамой взывали и вообще так принято, а потому что к Кому ж ещё волком взвыть?
Не может найти Бога человек, который никого не любит, и никого не хочет любить, и не ищет, кого бы полюбить. Такой человек может найти лишь Бога ханжей и манипуляторов. Мало ощутить себя потерянным, не имеющим смысла и цели - важно ощутить, что другие потеряны. Для меня потеряны, но ведь для того я и существую, чтобы другие не терялись. Бог - за спиной любимого человека. И если мне некого искать, то надо встрепенуться, оглядеться и, скорее всего, вернуться в ту точку, где я по невнимательности, самоуверенности и ложным представлениям о жизни потерял того, без кого жить бессмысленно. Самое трудное - не вглядываться вперёд в поисках Бога, а оглянуться, "вернуться в Иерусалим" - ведь это же покаяние, признание, что где-то ошибся. Но без такого труда не вытащишь и Бога из Дома Божия.