Лк. 2, 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему:
Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали
Тебя.
№19 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Сразу видно, что Иисус был нормальный ребёнок, и родители искали его там, где ищут нормальных потерявшихся детей - где другие дети играют. На базаре, на крохотных площадках между домами, где и сейчас играют иерусалимские ребята. Там, где выступали фокусники, жонглёры, артисты - были они, были, и не хуже нынешних. Ну не ищут детей в библиотеках - а среди начётчиков это именно такой разворот событий. Так что не случайно Лука употребляет разные слова для обозначения удивления мудрецов и удивления Марии с Иосифом. Они - не вслушивались, они обрадовались и тут же рассердились. А как не сердиться, если каждое новое мгновение, когда мальчик не находится - как удар кулаком под ложечку. "Великая скорбь" - очень неудачный перевод, в оригинале слово скорее медицинское, боль в самом первичном значении. Слово только у Луки и встречается, причём именно как обозначение крайней физической боли - так обозначается мучение бессердечного богача в огне (Лк. 16, 24-25) и боль от разлуки с Павлом, отправляющимся на смерть (Деян. 20, 38). Провожающие мучаются, "что уже не увидят лица его". Любовь - это любовь к лицу. Отсюда страх, трепет, мучительность любви к Богу - Он невидим, и эта невидимость не уравновешивается никаким боговоплощением. Останется ли эта мучительность в вечности - не дано знать, но наверное останется, только будет окутана счастьем. Марию можно простить, когда она упрекает Сына - "что Ты сделал с нами". Простить можно, понять можно, только подражать Ей нельзя. Это ведь классический упрёк Богу, глупейший ответ на глупейший вопрос о смысле зла - "это сделал Ты!". Да не делал Иисус ничего с Марией и Иосифом! Он просто жил. Это и к обычным детям относится - родители думают, что ребёнок дышит, влюбляется, женится, разводится назло им, чтоб их помучать - обычный эгоцентризм. А ребёнок - и Бог - просто существует, живёт, любит, и надо не попрекать Его, а жить, подобно Ему, рядом с Ним, вместе с Ним, не порабощая Его и не порабощаясь Ему. |