Лк. 4, 36. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Мк.
1, 27. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
Cм. комментарии к Мк 1:27.
№38 по согласованию
Лк. 4, 36: Свидетели исцеления бесноватого не просто "говорят друг с другом",
они "спорят", "обсуждают". Обсуждают с тем большим жаром,
что перед этим они "ужасаются" - тут слово крепкое, обозначающее трепет
до обморока, до обмирания. У Мк. 1,27 здесь есть еще слово "новое" -
они размышляют о том, что это за новое в речи Иисуса, коли бесы вынуждены Ему
повиноваться ("вынуждены" - по мнению некоторых лингвистов есть в греческом
слове у Мк. "ипакосин" - "повинуются" - оттенок вынужденности).
Для новизны в греческом есть два слова: перекочевавшее и в русский "неос",
а также "кайни" - первое означает "впервые явленное", второе
- "особый", "отличный". Здесь - второе, но придавать этому
большого значения не следует, потому что Иисус, видимо, не проводил такого различия
(как и в русском языке его нет), поэтому и в греческом Евангелии эти термины употребляются
как синонимы. У Мк. не совсем ясно, к чему относится "с властью" - Иисус
повелевает властно или властно учит, но в Лк это очевидно. Спаситель с властью
и силой повелевает. "Власть" ("экзусия") отличается от силы
("динамэ"): власти нельзя противоречить, силе нельзя сопротивляться
(Бенгель, по Рейлингу,1971, с. 265). Маленькая разница - как между тоталитаризмом
и любовью. Можно не принимать учения Иисуса, можно противоречить ему - только
Иисус не столько учит, сколько освобождает - и вот с этой свободой не поспоришь,
ее можно только предать. Беснование есть бегство от свободы, и далеко не всегда
беснование выглядит так кошмарно, как в этом эпизоде. Марширующие стройными рядами
люди с винтовками - тоже беснование, хоть и упорядоченное, и даже особо опасное
упорядоченностью.
Мк 1, 27 И все ужаснулись,
так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам
нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
У Мф. нет этого рассказа, у Мка нет Нагорной проповеди. Да, возможно христианство
без Нагорной проповеди. У Лк этот эпизод точно такой.
ГОРБ -- НЕ ПРОХОДИТ
Всякое массовое явление распределяется по кривой в виде горба. Самое среднее
- всегда и самое распространенное? Очень немногие получают миллионы и очень немногие
голодают (в нормальных условиях, да и в ненормальных голодающие тоже распределяются
по такой же кривой, только в других каких-то отношениях). Так и здесь: совсем
немногие (апостолы) реагируют делом, повиновением, уходя за Иисусом. Совсем немногие
(бесноватый) реагируют помешательством. Большинство ("горб") "дивились
учению" (1.22). Словно аттракциону удивлялись. Реакция изначально бесплодная:
восхититься и пройти дальше. Или возмутиться и пройти дальше. Это и есть теплохладность,
духовная смерть. Причем удивление почтительное (как учит!) и удивление боязливое
("все ужаснулись") друга друга стоят. Итог один: "спрашивают друг
друга", вместо того, чтобы спросить Христа.
*
Бесам Спаситель повелевал со властью, людям - нет. Ведь бесов Он отгонял, а людей - призывал. Когда же Иисус Петру сказал, словно бесу - "отойти от Меня, сатана", тот ни на палец не отошёл. Потому что сказано было не со властью, а с горечью. Привлечь можно только любовью, не силой, отогнать можно и силой.
Строительство Нового Иерусалима включает в себя и расчистку места, и застройку расчищенного. Расчищать можно и физической силой, но строить - только Духом. Самолюбие проклятое мешает просить Духа, поэтому христианство пока занято расчисткой, зачисткой, бесконечной борьбой с крапивой. Это можно и без Духа, физическим насилием и сопротивлением. Жизнь занята, подвиг налицо, похвалу заслужили. Правда, толку нет, нету Небесного Иерусалима, есть небесный пустырь, где то тут, то там лезут лопухи, крапива и сныть.
Легче повелевать нечистыми духами и бороться с нечистыми людьми, заставлять повиноваться себе, чем просто общаться с чистыми людьми. А такие ведь тоже есть повсюду, не только в Церкви.
Новый Иерусалим строится по-новому. Не завоеванием, а любовью, не шпионажем, а проповедью, окружён не стенами, а открытостью, сцементирован не силой плоти, а силой Духа Божия.
1511.
|