Лк. 10, 33
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
№98 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
Еще Ветхий Завет, вообще до-христианство, учило любви к ближнему, обозначая
ближнего как "путника", "чужеземца", "нищего", "вдову".
В общем, призыв был обращен к богатому - помоги бедному. В Новом Завете, в притче
о милосердном самарянине, Христос все переворачивает: Он требует от нас представить
себя избитыми, нищими, страждущими. Еретик же, враг - сильнее нас, здоровее. На
протяжении тысячелетий (двух) Церковь в целом осваивала в этом отношении Ветхий
Завет, она была сильной мира сего. Секуляризация - и та не поколебала этой позиции,
ибо Церковь чувствовала себя духовно сильнее секулярного мира. Двадцатый век поставил,
наконец, Церковь на ее место: христиане вновь вспомнили, что говорил апостол Павел:
что они слабы, что они сор и немощное мира. Правда, поняв, что мы избиты и ограблены,
мы все еще видим в каждом, кто к нам приближается, либо очередного бандита, либо
циничного и равнодушного фарисея или попа. И совершенно напрасно: подозрительность
и озлобленность могут, в конце концов, и милосердного самарянина отпугнуть. Если
бы он подошел к несчастному, а тот стал бы его материть и проклинать - вряд ли
бы стал связываться.
1990-е гг.
|