Лк. 16, 19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
№110 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Иисус ничего не говорит об источниках богатства - праведное или нет. Жил богач в очень неплохой стране, это можно сказать определённо. Ведь он одевался в царскую одежду (багряного цвета и из очень дорогого, тонкого льна), а далеко не все цари это любят. Да и сограждане в некоторых странах быстро раскулачивают таких блистателей - а тут терпели. В Риме, как и в кальвинистской Женеве, были жёсткие ограничения на роскошь. В Иудее, очевидно, дышалось, елось и пилось легче, нравы были патриархальные, - вряд ли бы Иисус стал описывать нереальные обстоятельства. Большинство культур вполне терпимо относятся к богатству, если богач ведёт себя как надо, а этот богач был правильным. Он не чах над своими сундуками, а, подобно святому крестителю Руси, устраивал пиры, заказывал роскошную одежду, так что от него кормилось множество людей - кто за стол, кто выполняя заказы. В конце концов, как говорят холуи нынешних российских богачей, богатый человек снимает с других заботу о себе. "Он сам себя кормит". Да-да, так говорят о людях, которые в жизни яичницы не приготовили, зато скушали несколько многоэтажных домов вдов (Лк. 20, 47). Парадокс в том, что между источником богатства и характером богача нет никакой связи. Можно ли быть праведником, владея неправедными деньгами? Важнее другое: праведные, но большие деньги могут развратить и праведника. Иисус-то упоминает о дорогой одежде и пирах не для того, чтобы охарактеризовать политический режим, а чтобы сразу было ясно: сволочь этот богач. Деньги - как вода, должны стекать туда, где их нет. А иначе протухают и воняют.
|