Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 18, 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

№115 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Слова о возвышающем себя и унижающем себя - видимо, поговорка, так как встречается ещё дважды и всегда в другом контексте: Мф. 23, 12 и Лк. 14, 11.

Притча о мытаре и фарисее рассчитана на комический эффект, но за давностью лет производит эффект трагический. Что неплохо, но всё-таки стоит почувствовать, что Иисус не вполне серьёзен. Юмор здесь обращается к самой обычной теме: двойничества. Двойники фарисей и мытарь. Это не просто две ипостаси одного человека, мистер Джекил и мистер Хайд - тут комизма нет. Это двое человек, намертво соединённых помимо своей воли. Этот же сюжет - в комедиях, где волей случай вынуждены быть вместе принц и нищий, заключённый и адвокат, где расист и негр скованы одной парой наручников, так что движение одного сразу определяет движение другого. Фарисей на одной чашке весов, мытарь на другой, и едва фарисей прибавляет себе весу, как опускается - а мытарь подымается даже, если вообще не думает о подъёме.

Более того: фарисей ведёт себя как клоун, точнее - как "человек рассеянный с улицы Бассейной". Он настолько углублён в себя, что не замечает происходящего и в себе, и вокруг. Он убеждён, что мытарь - всё ещё морально нечистоплотный, надменный предатель, а мытарь уже две секунды как очистившийся и просветлевший верный верующий. Фарисей отстал не только от мытаря, но и от Бога. Даже если бы мытарь всё еще был грешником, надо благодарить Творца за сходство с мытарем, а не за различие, ибо Творец с какого-то момента приходит к грешникам, а не к праведникам. Слава Богу, что и праведники из той же плоти и крови, из тех же предрассудков, из той же ослеплённости и подслеповатости, что и грешники. В одиночку шансов нет даже у святых, зато вдвоём шансы есть у всех.

*

Если перевести притчу на язык современных российских обстоятельств, то это будет так: стоит в храме перед алтарем какой-нибудь епископ и думает: «Слава Богу, что я не властолюбив как те, кто рвется в депутаты, что я не развратник, как те, кто смотрит по телевизору порнографию, и не богохульник, как те, кто в музее Сахарова украсил буквы «РПЦ» елочной гирляндой». А у самого входа в церковь стоит налоговый полицейский («мытарь» - это ведь тот, кто собирает «мыт», «налог») и молится: «Господи, прости, что я на прегрешения одних налогоплательщиков закрывал глаза, потому что начальство приказало, а других налогоплательщиков сажал, потому что начальство приказало! Прости, что я был сжить со свету кого угодно, лишь бы выжить». Как подчеркивал Господь Иисус, праведность фарисеев нужно превзойти. Это сделать, между прочим, не так уж трудно, потому что праведность эта в значительной степени фиктивна. Да, фарисеи не властолюбивы, но очень часто – лишь потому, что они властвуют, они уже объелись властью, искусали ее всю, употребили и злоупотребили, но другим не отдадут. Да, фарисеи не интересуются порнографией, но лишь потому, что интересуются лишь собой. Фарисеи не украшают Русскую Церковь, но они разрешают украшать лозунгами «Русь святая, храни веру православную!» российские распутицу и распутство. И главное преступление российских фарисеев: они уверяют российских мытарей, что те ничем не согрешили, а лишь исполняют закон и борются с врагами государства. Так что в реальной жизни мытари – бок о бок с фарисеями, в святая святых. Представляете, сколько свободного места – свободного, а не пустого! – там, где Бог ждет, когда мы скажем без дураков: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова