Лк. 23, 7.
И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни
был также в Иерусалиме.
№155 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Коэн
пишет: "Создается впечатление, что Пилат оправдал Иисуса, но отправил его
на добавочный суд под давлением толпы" (С. 185). А ведь Коэн подает себя
как объективного критика, подчеркивает, что был генеральным прокурором Израиля,
министром юстиции, адвокатом, членом Верховного суда. Требует удалить из Евангелия
все субъективное и легко удаляет все, что лично ему, Коэну, субъективным кажется.
После чего - раз: "Создается впечатление"! Что любопытно: не только
у многих сионистов, предвзято относящихся к Евангелию, "создаются впечатления,
но и у многих антисемитов - достаточно упомянуть фильм
Гибсона, в котором это впечатление реализовано в ярких и навязчивых образах.
Но подлинно научный подход в том, чтобы не добавлять ничего к тексту. Пилат вообще
не производит разбора обвинений, выдвинутых против Иисуса. Его заявление о невиновности
Иисуса ничем не мотивировано, это чистый судебный произвол. Недоразумением является
и указание на то, что право смертной казни принадлежало только Пилату и он не
мог его передать никому (Коэн, 178-179): посылая Иисуса к Каиафе Пилат именно имел
в виду, что Каиафа вынести смертный приговор не может, а вот отпустить Иисуса -
имеет право. Отсылая Иисуса к Каиафе, Пилат тем самым признавал, что Иисус не заслуживает
смертный казни вообще. Поскольку же синедрион требовал именно смертной казни,
то передача дела Каиафе означала не уступку синедриону, а нечто прямо противоположное.
К тому же, как всегда, встает вопрос: соблюдался ли в провинции римский закон
во всей точности? Действительно ли Каиафа не имел права казнить никого? Но даже
если так, остается еще одна возможность: Пилат посылает Иисуса к Каиафе не для
вынесения приговора, а для производства допроса. Это было бы очень логично: местный
правитель, знающий особенности религии, владеющий языком напрямую, мог лучше разобраться
в обстоятельствах дела. Тогда вполне понятны слова Пилата в Лк. 23, 15 о том,
что и Каиафа не нашел никакой вины за Иисусом, обосновав тем самым немотивированное
решение Пилата.
28.5.2004
|