Лк. 24, 24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как
и женщины говорили, но Его не видели.
№170 по согласованию. Фраза предыдущая - последующая.
Человек – бортовой самописец Бога. Черный ящик у самолета – образ и подобие самолета. Достаточное подобие, чтобы, анализируя данные самописца, составить себе суждение о самолете. Вот лететь на черном ящике – не удастся, но если с самолетом все нормально – полет состоится. Так вот с Богом – все нормально! Спасение Бога, воскресение Христа, и есть спасение и нормализация человека.
Апостолы попытались найти Христа по следу, который Воскресение оставило в душах женщин. Так физики ищут невидимые частицы по следу от их движения в воде. Конечно, они не в тихий омут смотрят и не пять минут глядят, а посвящают этому многие годы. Дорогостоящее оборудование. Глубокие шахты (чтобы исключить влияние на воду других факторов).
Апостолы не уверовали в Воскресение, потому что искали следы Воскресения, тогда как искать надо было следы воздействия Воскресения на людей – да эти следы и были перед ними. Так перед современным человеком Воскресение – в том следе, который Бог оставил в душе верующего. Вот и все объяснение, почему веры мало. Бог оставляет следы, верующие в Бога эти следы затаптывают. И часто затаптывают именно тем, что слишком много о них говорят, тогда как нужно предъявлять себя. Просящему колбасу не дают змею, но просящему Бога надо давать себя. Бог – Он ведь все равно Бог высший, свободный, непредъявляемый и не передаваемый.
Поиск Бога схож с поиском человека по тому, что искать нужно прежде всего следы воздействия Бога и людей на окружающий мир. «Ищу человека» не означало, что не видно людей. Есть люди, их много, добрые все такие, улыбчивые, но Диоген искать человека, который человечен – а вот это опознаётся, как говорил Господь, по плодам – накормил не себя, накормил другого, напоил не себя, напоил другого. Вот почему не может быть «доказательств бытия Божия», но «плодов Бога» - много, как и плодов человеческих.
Только вот логическая ловушка: чтобы увидеть следы Бога, нужно уже веровать в Бога. Чтобы увидеть человечность, нужно уже быть человечным. Но глупо стоять днём с фонарём перед зеркалом и разглядывать отражение – есть человек или нет. Мудро отставить фонарь и помочь, кому помощь нужна. С этим у киников были определённые проблемы, перешедшие по наследству циникам. Да и у христиан…
Между тем, спасение заключается в выскакивании из порочного круга логики действий, актов. Именно об этом вопль Павла: спасают не дела, спасает вера. Вот апостолы – побежали проверять, правду ли сказали жены-мироносицы, но увидели только материальные признаки правды, которые легко могли быть материальными признаками лжи. Бога нет. Гробница пуста. Воскрес или украли?
Проверять надо было не гробницу, проверять надо было женщин. Проверять не светом настольной лампы в глаза, не детектором лжи, а проверять взглядом. Легко ошибиться? Ага! Но и не ошибиться – легко! Для этого всего-навсего надо глядеть не на людей – на Бога. Но чтобы глядеть на Бога тоже надо не вглядываться в Бога, а вглядываться в людей. Самое важное в жизни всегда видно уголком глаза, но только если глаз смотрит в правильном направлении – и тут «правильность» отнюдь не всегда «прямо».