Яков Кротов
Мф. 2, 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
№15 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Человек бессилен найти золотую середину, которая, часто кажется, совсем рядом.
Происходит несчастье: ханжеская крайность - сослаться на мировое зло, диссидентская
- свалить все на стрелочника и призвать власть навести порядок. Естественного
выхода тут нет. Есть лишь известие о том, что Бог - это Царь. Настоящая власть
- это власть Создателя. И как из того факта, что носить платочки или не носить
- сугубо неважно, одни делают вывод, что надо носить, а другие - что ни в коем
случае не носить, так из того факта, что наступило Царствование Божие, одни делают
факт, что надо крепче смиряться перед земными властями, которые от Бога ведь черпают
энергию, а другие - что ни в коем случае нельзя ни перед кем смиряться. Но ведь
известие о Царствовании - хорошее ("благая весть"), потому что оно вообще
не о том, смиряться или не смиряться, а о том, что Бог вступает в жизнь человечества.
Происходит буквально то, о чем говорили пророки, происходит спасение как воцарение
Бога. В отличие от земных царств, тут важна не система, не население, а - Тот,
Кто царствует. И все христианство в том - чтобы видеть это Воцарение, чтобы жить
в этом Царствовании, а не в самых умных и замечательных, но сдавленных потолком,
комнатах. Воскресение Христа отваливает не только камень от гроба, но и сносит
крышу. Ум не упраздняется, но вскрывается, обнажается мозг. (Древняя традиция
считала вместилищем ума сердце - отсюда образ сердца Иисуса в Его раскрытой груди).
Евангелие не говорит, что так - лучше. Оно говорит, что так - по-Божьи.
*
ЗВЕЗДНОЕ НЕБО НАД ГОЛОВОЮ И СОВЕРШЕННО НЕ ЗВЁЗДНЫЙ МАЛЬЧИК СРЕДИ НАС
Только голливудские австрийцы сопротивлялись нацизму, распевая про эдельвайс. Реальный австриец Конрадин Д’Оккьеппо (1907-2007) 20 января 1941 года стоял на часах у прожектора противовоздушной обороны – оборонял австрийца Гитлера от большевиствующих жидо-масонов - в Нижней Бретани. Была ночь. Д”Оккьеппо был профессиональным астрономом (и позднее стал директором Института теоретической астрономии Венского университета). Светомаскировка абсолютная. В мирное время свет от человеческого жилья всегда застит сияние звёзд, а тут… Конечно, Д’Оккьеппо смотрел вверх:
«Я почувствовал себя не только поражённым, но просто подавленным от удивительного блеска конусовидного сияния света, которое, казалось, исходит из Юпитера в виде светящегося потока в направлении наискосок направо вниз».
Кант, поражённый красотой звёздного неба – видимо, тем же «зодиакальным сиянием» - погрузился в глубины души. Д”Оккьеппо погрузился в вычисления – мог ли Юпитер был вифлеемской звездой. Вычисления вместе с чтением книг по истории позволили ему предположить, что волхвы ориентировались не просто на Юпитер, а на редкостное сочетание Юпитера с Сатурном в созвездии рыб, сочетание, которое бывает раз в тысячу семьсот лет.
Астроном подсчитал – встреча Юпитера с Сатурном в 7 году до р.Х. произошла 12 ноября, а «основание светового конуса только в ноябре остаётся часами почти неизменно на одном и том же месте горизонта, тогда как в январе точка захода смещается к эклиптике намного быстрее» (100).
Этот свет и могли видеть волхвы, завидев вечером Вифлеем.
Самым забавным – в свете современного стремления к унификации и, в частности, к празднованию Рождества 25 декабря – является то, что самое древнее упоминание о дне рождения Иисуса содержится у Климента Александрийского и – это 6 января. Если верить сложнейшим подсчётам Д’Оккьеппо). Правда, это 6 января 2 года, но в годе Климент мог ошибиться. А вот что он точно знал и упомянул – что в качестве даты называют то 15, то 11 число месяца тиби. Тонкость в том, что в Египте сосуществовали разные календари – и, в частности, между основными календарями была разница именно такая, при которой 15 число тиби в одной системе соответствовало 11 числу тиби в другой. Более того, эта разница была не постоянной – и 4 дня она составляла не во 2 году до р.Х., а именно в 7-м. С какой стати дату рождения еврея Иисуса зафиксировали на египетский манер? Да с той стати, что в Египте жили первые годы Иосиф и Мария. Иосиф глядел на полную луну и сказал соседу-египтянину, что год назад, в такое же полнолуние, родился Иисус. Сосед истолковал «год» на свой манер – как 365 дней, тогда как Иосиф имел в виду лунный год и дату – ночь на субботу 17 января 7 года до р.Х. А в карауле под звёздами Д’Оккьеппо стоял 20 января…
*
Волхвы хотели увидеть человека и потому смотрели на небо. Мудро: "лицом к лицу лица не увидать". Апостол Павел в отрывочке из послания галатам, которое читается на Рождество, радуется, что галаты увидели его не таким, каким он был лицом - а он болел тяжёлой глазной болезнью, гноились глаза - галаты же увидели настоящее лицо Павла, лицо, светящееся верой, глаза, в которых отражается Бог, лицо здоровое и счастливое.
Галаты увидели Павла таким не потому, что любили Павла. Они полюбили Павла и увидели его подлинным, потому что увидели Бога, уверовали в Бога.
Так и всякий человек. Есть "человек-в-себе" - наше подлинное я, которое ютится где-то в норке глубоко внутри. Есть "человек-для-других", и каждый человек остро переживает сдвиг между собой-для-себя и собой-для других. Для других - иногда лучше, иногда хуже, но никогда не совпадает с "для себя". "Человек-в-себе" побаивается других, отгораживается стеной - и каждый новый год прибавляет ещё одну стену, словно мы деревья. Только деревья наращивают за год живую древесную плоть, а мы наращиваем усталость, отгороженность, отчуждённость. Потом удивляемся, отчего тяжело дышать, и умираем. Но ведь это самоубийство - любая смерть человека есть самоубийство, потому что если бы человек был вполне собой, он бы жил вечно.
Выйти из тюрьмы, которую мы выстроили вокруг себя для своей безопасности от врагов, человеку невозможно. Тут не поможет даже объединение с другим узником. Два эгоизма, объединившись, лишь создадут эгоизм в кубе. Но Бог может устроить нам исход и из этого, самого страшного рабства - рабства у самого себя. Чтобы выйти к другому человеку, нужно дать Богу вывести нас из себя. Человек-в-себе превратился в человека-вне-себя, в человека--в-Боге, - и это будет освобождение человека и примирение его с собой и с другими людьми. Об этом "во Христа облеклись". Христианин - "человек-во-Христе" и человек, который дал Христу место в себе, в своём хлеву, в своём карцере, который устроен в нашей святая святых.
Вот почему для того, чтобы увидеть и встретить другого человека, увидеть и встретить Бога в человеке, нужно смотреть вверх - как это делали волхвы. Учиться у неба - в этом правда не астрологии, но астрологов, правда тех, кто пытается понять себя, другого человека не по тому, сколько денег в кошельке, какие социальные обстоятельства, какие психические, а по тому, каково небо над человеком. Волхвы идут ко Христу, а мы будем идти за волхвами - учиться у волхвов искать прежде всего Спасителя, а остальное всё приложится.
1635
|