Яков Кротов
Мф. 4, 8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
Лк. 4, 5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
№22 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Ср. Еф. 6, 11.
Дьявол показывает Иисусу "все царства мира и славу их". Слово "слава" (не имеющее, кстати, отношения к слову "славяне" - славяне это от того же корня, что и "слив", это от названия реки, например, Славутича) - отражает любопытную способность человеческих чувств смешиваться и путаться. Изначально слава - то, что слышится. Поэтому Надаль, изображая Царя, рядом с ним ставит - прямо над ухом царя - трубача. Слава Бога - это звук. Не все, как Скрябин, буквально видят цвета звуков (синэстезия), но всякий человек способ подобрать звуку - слову - множество подобий в других чувств. Слово - "весомое" (и в Библии слава часто это буквально "вес", вес золота, вес тела). Слово - "яркое", и поэтому славу можно "видеть". Соответственное, и претензия на поклон - это зримое проявление славы - означает требование молчать (попробуйте поговорить, склонясь в глубоком поклоне - весь дыхательный аппарат спёрт), требование "прикинуться ветошью и не отсвечивать", словно сложиться в человека-невидимку, требование похудеть до карлика. Иисус, между прочим, не возражает. Он даже рад этой идее - поклониться. Он не начинает говорить о Своей славе, о Своём весе, о Своей яркости. Он просто предлагает поклониться - Славе Божией. И спор - на тему славы, во всяком случае - заканчивается, едва начавшись. |