Мф. 6, 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Лк. 12, 24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них
ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
№50 по согласованию Стихи предыдущий - последующий.
Иисус загоняет тревожность в ловушку. Если человек согласится, что он - лучше птиц, то можно не тревожиться, нужно лишь уповать на Бога. Если человек вдруг скажет, что он ничем не лучше птиц, так тем более - зачем тревожиться! Бог бессилен лишь против набожности. Если вдруг найдётся ханжа, который потупится и скажет: "Я - хуже птиц, яз предал Отца Небеснаго, за что аз проклят и осуждён Творцом и Зиждителем моим сеять, жать, собирать, а потом в поте лица кушать", - нечего ответить такому. Действительно, вот самый ханжеский способ объяснения зла: сами виноваты, Бог нас и наказал, чтобы не смердели. Разоблачить ханжество логически можно, но зачем? Оно как постукиванье дятла - механично, однообразно, и потому не нуждается в разоблачении. Разоблачать можно то, что облечено, а ханжество - голое, неприкрытое лукавство, в лучшем случае -самообман. Человек лучше птиц, потому что может не стучать, как дятел, не петь, как соловей, а говорить - и единственным ответом на зло являются слово человеческое и Слово Божие.
*
"Дауншифтинг" - очередной, для поколения 2000-х, подвариант романтического опускания в природу. Перед этим были хиппи, чуть раньше туризм, а в начале были Руссо, Торо и прочие, из которых самым разумным следует признать Пушкина, ограничившегося литературной игрой. Ни один подвид не исчезает, хотя становится малозаметным, переставая конфликтовать с культурой. Культура его обволакивает, словно моллюск песчинку, и превращает в жемчужину. Или в леденец.
Романтизм родился в мире, где христианство было господствующей идеологией, и он постоянно обосновывал себя Евангелием. Степень искренности и естественности установить в таких случаях невозможно. Христианство как вера, а не идеология, особой симпатии к дикой природе не испытывало, даже видело в ней опасность для духа, место обитания злых сил. Монахи шли в пустыню, селились в живописных (с нашей точки зрения) горах и лесах не потому, что им там нравилось - прямо наоборот. Основатель Церкви и родился в городе - пусть крошечном, но именно в городе, в пустыню пошёл только для борьбы с диаволом, и всю жизнь стремился в город столичный (Иерусалим), и его ученики говорили о рае как о жизни в граде небесном.
Честертон считал, что подвижники пошли в природу, чтобы изгнать из неё злых духов - изгнали, освятили и вернули миру преображённой. Это набожная фантазия, граничащая с пропагандой. Монахи шли туда, где никого не было, чтобы освободить от злых духов себя. В наше время с этой целью разумнее идти в церковь - там обычно никого нет, в отличие от "дикой природы".
Слабое место любого "дауншифтинга" обозначено в его названии. "Даун" - "вниз". Между тем, когда Иисус говорит "посмотрите на птиц небесных", Он, во-первых, призывает поднять голову, а не опустить, смотреть на птиц в небе, а не на жучков в травке. Во-вторых, Он не говорит "будьте как птицы" и даже подчёркивает, что "вы" - то есть, мы - больше птиц.
Птица хороша в небе и только в небе. "Апскайлинг", если уж по-английски. Птица в гнезде, птица, пикирующая за едой, птица, высиживающая яйца, - ничем не отличается от человека и может служить символом материализма и потребительства, а то и истребительства.
Дауншифтинг 2000-х отличается от своих предшественников в худшую сторону. Он не рискует, как хотя бы хиппи, он не отрекается от имения и родителей. Сдать московскую квартиру за безумные деньги - безумные, потому что это цена, возможная лишь в стране деспотичной, где ликвидирована рыночная экономика - и на эти деньги благодушествовать в стране свободной и нищей. Это не подлость и не предательство, но это и не святость, и не человечность. Хиппи умудрился бы (и умудрялись) даже в Индии быть беднее бедняка, дауншифтеры просто показывают себя искусными мещанами, нашедшими выгодный способ улучшить своё материальное существование. Гордиться тем, что они отказались от карьеры, больших заработков... Гордыня она и есть гордыня.
Ничего дурного ни в карьере, ни в больших заработках нет, они должны быть неизбежным, хотя и побочным следствием творчества. Микеланджело не за копейки свои картины продавал. Успех греховен, когда основывается на грехе, а не на творчестве, но убежать от греха ещё не означает прибежать к творчеству. Сам по себе, впрочем, и дауншифтинг - не грех, но и, мягко говоря, не добродетель. Так, сырой материал... Так что не стоит с завистью глядеть на убежавших - лучше последовать совету Христа и посмотреть на взлетевших. |