Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 7, 14. потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

№50 по согласованию (Нагорная проповедь). Фразы предыдущая - следующая.

Толкование Златоуста. Бонхёффера. См. община.

"Жизнь" здесь, очевидно, не вообще жизнь, а какая-то особая жизнь, в которую нужно "войти" (Мф. 18,8). В других местах Евангелия это и уточняет Иисус: речь идёт о жизни вечной. К Иисусу подходят с вопросом, как войти в вечную жизнь (19,16), - очевидно, потому что знают о Нём как о проповеднике именно вхождения в вечную в жизнь. Жизнь вечная противопоставляется "муке вечной" (Мф. 25,46). Жизнь вечная есть заповедь Божия (Ио. 12, 50). "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога" - эту фразу в Ио. 17,3 можно было бы понять как гностическое представление о смысле жизни как познании, для которого никакой Христом не нужен, но ведь оканчивается эта фраза словами: "и посланного Тобою Иисуса Христа".

"Вечная жизнь" - как "вечная бритва". В советское время были такие фантастические повести про гнусный капитализм, где, если и изобретут вечную бритву, то производители бритв патент покупают и кладут под сукно - ведь от вечной бриты никакого дохода, один раз продал и закрывай завод. При социализме всё иначе - тут и обычных бритв дефицит, а если изобретут вечную бритву, то изготовят её так, что она сломается в первый же день. Вся жизнь человеческая - безопасная бритва. В том смысле, что живёшь и чувствуешь: твои действия тупят и окружающий мир, и ты сам тупеешь. Вечная жизнь - это внезапное обретение: есть иной модус живенди и существованди. Благодатная жизнь. Человек делает нечто и чувствует: заострил и свою жизнь, и мир стал светлее и прочнее. О том же другой евангельский образ: широкий путь в гибель и узкий в спасение. Нож с широким лезвием - это же тупой как валенок нож... Спасение не столько в том, чтобы пройти по острию, сколько в том, чтобы почувствовать, где в жизни тупое, а где острое. В грехопадении мы словно соскочили с быстро движущейся полосы горизонтального эскалатора на более медленную, но более широкую - потом на ещё более медленную - и последний прыжок - в гробик и крышечкой накрыться. Стали тормозом до трупного окоченения. Христос - это всё ровно наоборот.

*

Христианина не раздражает, если кто-то поклоняется Христу и подражает Христу. Сторонник же антихриста считает себя единственным избранником и нервничает, когда кто-то кажется ему соперником в бесновании. Узок путь Христа, но на этом пути миллионы идут и не толкаются.

Широк путь, ведущий к погибели, но на этом пути даже двое человек не могут пройти и полшага, не обругав друг друга, не попытавшись спихнуть другого, чтобы единолично валяться в корчах. На узком пути в Царство Небесное могут идти бок о бок и американцы, и русские, и французы с китайцами, и все-все-все, и сообща будет лишь удобнее продвигаться. На широком пути в царство ненебесное вольготно лишь  антиамериканизму с антисемитизмом, ненависть к африканцам корчится в лад с ненавистью к китайцам, дружно режут и армян, и азербайджанцев.

Человек привык считать свободой возможность выбора между добром и злом. Идея выбора - в образе выбора между узким и широким путем - есть и в Библии. Любопытно, однако, что Иисус не очень-то одобряет эту идею, а однажды даже прямо говорит: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ио. 15, 16). Правда, в Мф. 7, 13 Иисус говорит о людях, идущих кто по широкому пути, кто по узкому, но слова "выбирают" Он не использует. В Ио.6, 67-9 еще смешнее: Иисус спрашивает учеников, не хотят ли они Его покинуть, а Петр отвечает: "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго". Сказано без большого энтузиазма: действительно, не мы же Тебя избрали, а Ты нас избрал, благодатью по голове, веру в нас вселил, куда ж мы после этого. Когда в Библии Бог говорит "Избери жизнь" (Втор. 30, 19), в этом тоже немного выбора. Грабитель, предлагающий на выбор кошелек или жизнь, благороднее поступает - ведь тут выбор между жизнью и смертью. Какой идиот выберет смерть - и какой титан, выбрав жизнь, осилит прожитие этой "выбранной" жизни достойно? Конечно, выбор есть, на этом и спекулировал искуситель. Это выбор этический, поведенческий. Но, во-первых, можно прекрасно жить без этого выбора, жить в добре, творить - а погрузившись в этот выбор, уже и не живешь, а только подметаешь осколки беспрерывно разбиваемой посуды. Во-вторых, выбор нравственный искуситель предлагает считать моделью мироздания, будто не страсти борются в душе человека, а Бог борется с сатаной, добро со злом, слон с моськой, вселенная с карманным воришкой. И это отсутствие "реального" выбора делает духовную жизнь похожей на игру, где вроде бы все время выбирается то одно движение, то другое, то одна стратегия, то другая, но выбор этот "невсамделишный".

*

Оригинальное толкование на слова Спасителя об узком пути предложил Папа Венедикт XVI: небеса открыты для всех, но для прохода необходим паспорт, в котором проставлены печати Смирения, Милосердия и Правды (речь 26.8.2007), требуется преданность, самоотречение, умерщвление своего эгоизма, искренняя преданность миру и примирению. Один образ подменен другим. Образ дороги, на которой нет места греху, подменен образом паспорта. Конечно, "дорога", "паспорт" - всего лишь метафоры. Но не все метафоры одинаковы. По тому, какую метафору человек выбирает, о нём многое можно сказать. Иисус выбирал образы роста, движения - семя, дорога. Ратцингер - образы контроля, администрирования, канцелярии. Дорога - есть, паспорт - выдаётся. Или не выдаётся... А если есть Смирение, но нет паспорта - свидетельства о принадлежности к пастве? Узка дорога, на которой нет места греху. Паспорт, который предлагается вместо дороги, должен быть очень пухлым, ведь туда должны поставить отметку и священник, и епископ, и конгрегация веры, тут должны отметиться семь "богословских добродетелей" и куча не богословских, и прочая, и прочая. Что ж, как говорится, "мужик, никто тебя за язык не тянул"... К счастью для Бенедикта XVI, в рай можно попасть и с его представлениями о рае.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова