Мф. 7, 17.
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
№50 по согласованию (Нагорная проповедь). Фразы предыдущая - следующая.
Лк. 6, 43 Нет
доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое
приносило бы плод добрый. 44 ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
Фразы предыдущая - следующая.
Мф. 12, 33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
№57 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Иисус нанизывает одну фразу за другой, словно осторожно пытается сказать что-то очень важное. Сперва Он определяет, что все плоды делятся на полезные и вредные. Терновник не приносит винограда. Христианину сразу вспоминается терновый венец. Затем Иисус определяет, что добрые плоды растут на добрых деревьях, вредные - на вредных. Вторая банальность. Но из двух банальностей вытекает не банальное:: следовательно, если дерево не приносит доброго плода, его сжигают. Здесь, как и в случае со смоковницей, проглочено важное - если мы ставим себя на место дерева - логическое звено. Нужно доказать, что дерево безнадёжно и что садовник ничего не перепутал.
Да, с терновника не собирают виноград, а с репейника смоквы, но ведь и с виноградных лоз не собирают смокв? и со смоковницы смоквы собирают в определённое время года? Хорошо кормить голодных, но стоит ли требовать от учёных, чтобы они выбежали из лабораторий и стали кормить бомжей? Ведь к этому подводит Иисус, когда предупреждает, что на Суде спросит не о молитвах и чудесах, а о деятельной любви к ближнему?
Есть во всех антиханжеских призывах Сына Божия какая-то грандиозная, поистине божественная несправедливость. Так трудно человеку научиться молиться, - куда легче научиться филантропии - и вот, когда кое-как мы обращаемся всё-таки, наконец, к Богу, Бог нас посылает назад. "Пшел ты, не нужен ты Мне, ты нужен на помойке". А ведь Бог хотел, чтобы мы Ему молились! Он нас учил молитве! Правда, Иисус последователен хотя бы в том, что призывает сократить молитву до "Отче наш", произнесённого наспех в клозете или в лифте.
Как лопаются почки на деревьях, так нужно человеку лопнуть и раскрыться, чтобы принять образ плода в себя. Для того и учит нас Бог молитве, чтобы мы зрели, зрели и - дозрели до того, чтобы у молитвы появился плод. Дела и молитва соотносятся не как материальное и духовное, а как плод и завязь - или, если выбирать пару из духовного мира, как свобода и любовь.
*
Толкование этого места Тертуллиан назван любимым занятием еретиков
(Марк. 1,2.1.). Он имел в виду гностиков, которые отрицали, что
Бог мог быть хотя бы косвенной причиной грехопадения и появления
в мире зла. От Бога - только хорошее, значит зло - от кого-то
другого, от другого бога. А Бог с миром в более сложных отношениях,
чем дерево с яблоком, чем даже человек со своими поступками. Творение
-- не только творение, но и вполне взрослое и самостоятельное
явление. Дерево отвечает за яблоко, но не за качество варенья,
которое варят из яблок.
|