Мф. 7, 22. Многие
скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?
и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
№50 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Динамо - не машина и не команда
В статье
Дугласа Отта (http://life.open.by/enrich03-05.htm) греческое слово
"динамис" анализируется с позиций пятидесятника, которому
особенно важно найти в Евангелии опору для совершенно определенного
способа молитвы и для отвержения совершенно определенного христианского
пути (например, подозреваю, мой путь пятидесятнику кажется нединамичным).
"Дунамис часто употребляется как слово, обозначающее
"чудо" или силу, ассоциируемую с чудесами в Новом Завете (см.
Мтф. 7:22; 11:20; 13:54, 58; Марк. 5:30; 6:5; Лук. 6:19; 8:46;
1-е Фес.1:5).
Исцеления
и другие чудеса считаются результатом действия Божьей силы. Одним
из даров Духа, перечисленных в Первом Послании к Коринфянам (12:4–11),
является энергемата дунамеон ("дела силы" или "дела чудес").
Для пятидесятника
"динамис", о которой говорится в рассказе о Пятидесятнице
(Деян. 1, 6-8) это духовная сила, которая дается верующему в Христа
и которая проявляется наглядно. Если наглядности нет (а я ни на
языках не говорю, ни чудес не творю), то мне напоминают, как напоминают
мне и православные: "дунамис Христа проявляется только
в нашей слабости (2-е Кор. 12:9, 10). В православной традиции
это означает, что "сила Божия в немощи совершается",
так что расслабься и все будет хорошо. В 1 главе Лк. о Христе
говорится, что он действовал с силой (динамис) Духа, ранее не
слыханной. Любопытно, но о силах зла Иисус не говорил, а вот Павел
-- было дело (Ефес. 6, 12).
Но, если
по совести, разве глядя на Иисуса мы видим пятидесятника? Какую-то
динамо-машину, производящую экстазы, возгласы, эмоции? Ни в малейшей
степени. Оправдывать духовную черствость не следует, но и говорить,
что сила Божия -- только в этом, а вот в том ее нет, вряд ли справедливо.
И как раз "бытовое", "серенькое" христианство
(в том числе, и православие -- не все же православные надмеваются
духом) и есть та слабость, которая всегда с нами, и в которой,
действительно, может быть динамичность Духа. Просто интеллектуал
европейского типа -- и в него может сойти Дух Святой. Таким был
покойный отец Александр Мень. Особенно это обидно для других интеллектуалов,
у которых вроде бы все то же, а динамики нет. Но тут уж чего обижаться
-- надо попросить.
25.7.2001.
Слова Иисуса о том, что все надо делать "во имя" Божие, почти сразу
же сопровождаются грозным предупреждением к тем, кто "во имя" Божие
изгоняет бесов и творит чудеса, но при этом не кормит голодных. Неверующие, кажется,
не включают это противоречие в перечень непоследовательностей Евангелия. Последователи
Иисус видят в Евангелии больше непоследовательностей, по той же причине, по которой
больше ухабов видит человек, идущий по дороге, а не разглядывающий карту. Каковы
пешеходы, такова дорога: непоследовательности Евангелия отражают непоследовательность
человеческую. Человек способен "во имя Христа" пройти равнодушно мимо
другого человека или неравнодушно сжечь другого - и Христос заранее предупреждает,
что "имя" совершенно неважно, важно, жив ли, сыт ли, покоен ли другой.
Человек способен "во имя Христа" совершить добро - Иисус просит его
об этом. Человек способен "во имя Христа" совершить зло - Иисус удерживает
его от этого. Тем не менее, симметрии между именем и анонимностью нет. Плохо во
имя Христово совершать чудеса, не заботясь о людях, но вовсе не плохо заботиться
о людях, не совершая чудес во имя Христа. Нет симметрии между любовью к родным
и любовью к нищим, потому что первая - естестественна, а вторая - не существует.
Любить мужа, жену, детей, родителей для человека настолько необходимо, что и без
Бога он на это способен. Быть больным, нищим, голодным (а значит, и кормить голодных)
для человека настолько ненатурально, что он в принципе не может ни понимать кошмар
этого состояния, ни вполне естественно помогать тем, кто в этом состоянии окажется.
Первое, естественное состояние, можно и умерить, придержать - оно все равно останется
в жизни человека мощным присутствием. Даже тот, кто уходит из семьи, живет в ее
невидимом пространстве. Так же, видимо, с точки зрения Иисуса обстоит дело и с
чудесами: творить их человеку естественно и нечем тут гордиться. А вот с помощью
несчастным все обстоит иначе, и здесь Иисус подталкивает человека решительно.
Между прочим, люди успешно сопротивляются: многие верующие люди убеждены, что
именно как верующие во Христа они не имеют права сотрудничать с неверующими в
делах благотворительности.
29.6.2003
|