Яков Кротов
Мф. 11, 18. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
Лк. 7, 33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина
не пьет; и говорите: в нем бес.
№54 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Чтобы понять правду Иисуса, надо понять правду фарисеев. Крайности подозрительности, прямой путь - узкий. Иисус это, кстати, тоже говорил: "Узок путь, ведущий к спасению". Любой опытный подвижник любой религии предостережёт новичка - крайности опасны. Ничего не есть, слишком много есть. Признаками "сектантства" (современное название "бесовщины") недаром считают и чрезмерное воздержание, доходящее до самоистязания, и распущенность, когда пускаются во все тяжкие под лозунгом "духовная жизнь, не телесная!".
Правда Иисуса не отменяет правды фарисеев, она её включает в себя как частный случай. Да, крайности вредны. Да, экстравагантность обычно есть проявление пошлости, творческого бессилия, нежелания идти по той проволке, которая называется единственно возможным решением - личным решением. У каждого своя проволка, и надо идти по ней, а не кувыркаться на песочке справа и слева. Только вот проволку не человек натягивает, а Бог. Поэтому и нельзя никого записывать в "сектанты", нельзя ни о ком говорить "бесноватый". Поэтому святы и изводившие себя голодом, одиночеством, жарой, холодом, комарами аскеты, и жизнерадостные общительные обжоры, успевающие между застольями наваять что-нибудь абсолютно вечное. Иисус, кстати, может и не был таким уж обжорой - Его слова это сарказм и нападение, а не самооправдание. Его ведь обвиняли не в том, сколько Он ест, а прежде всего в том, с кем.
Только ведь в выборе собеседника и собутыльника ещё более надо остерегаться крайностей - кто пьёт в одиночку, опасен для окружающих, кто пьёт с кем попало, опасен для самого себя. Чрезмерное милосердие так же душепагубно как чрезмерная суровость. Для всех и всегда. Кроме Христа и христиан, вот в чём суть Евангелия: милосердия много не бывает. Здесь нарушается симметрия, потому что суровость Иоанна отменена - малейший в Царстве Небесном больше Предтечи именно потому, что добрее, что уже не нужно призывать к покаянию, уже покаялись и потопали дальше. Топаем и лопаем, лопаем и топаем, и других угощаем и с собой увлекаем. Или - не увлекаем, мы же всё-таки всего лишь христиане, а не Христос. Он увлекательный, не мы.
*
|