Мф. 12, 23 И
дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
Лк. 11, 14. Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда
бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
№57 по согласованию. Стихи предыдущий
- последующий.
"Народ" в этом эпизоде быстро распадается на три части - удивляются
все, но большинство удивляются и хвалят, другие же удивляются и требуют ещё больших
чудес, третьи удивляются и ругаются. Так что удивление ничего не гарантирует.
"Народ удивлялся" есть и у Луки (1, 21) в рассказу о чуде с Захарией.
Правда, там "народ" - именно народ, тут же - "охлос", "толпа".
Но разница не так уж велика - к счастью для толпы. Только цинизм преувеличивает
отрицательные качества коллектива, не воодушевлённого идеей: мол, пока один человек
- хорош, а как много соберутся - свиньи. Количество людей не переходит в качество
- ни в лучшую, ни в худшую сторону. И эта евангельская толпа - разнообразна. Мф.
уточняет, что удивление выражалось в возгласе: "Не это ли сын Давидов!"
Придавать таким крикам большое значение не стоит, не стоит выяснять, что вкладывали
тогда в выражение "сын Давидов". Это все равно, что выяснять, что вкладывает
современный русский человек в крик: "Ух ты!". Удивление затрагивает
поверхность ума и заставляет произносить банальности. Правда, лучше уж добрые
банальности, чем злые, которые тоже раздались.
|