Мф. 12, 30 Кто
не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Лк. 11, 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со
Мною, тот расточает.
№57 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Ср. Лк. 9, 50 ("кто не против вас, тот за вас").
Cлова жестокие, если понимать их так, что все, кто не
пришел ко мне, те против Меня. Но слова эти были сказаны по более
мелкому поводу, на гребне популярности Иисуса, когда действительно
для отдаления от Иисуса требовалась враждебность, агрессивное
отталкивание. Сказаны -- во всяком случае, помещены в Евангелии
-- в контексте отпора фарисеям. Атеисты могут отдыхать -- они
не расточают. Вот у ханжей есть, что расточать.
В Лк. 9.50 сказано иначе: " Ибо кто не против вас, тот за
вас". Можно ли и Мф. 12, 30 перефразировать как "Кто
не против Меня, тот за Меня"? Конечно. Как с номенклатурой:
лишь бы не мешала работать. Вот почему страшно перед Богом: лучше
уж просто пиво пить, чем пить Кровь Христову и быть против Христа
жизнью.
*
Эти слова часто становились основанием для проклятий в адрес тех, кто не крестится, не говорит, что верует во Христа. Однако, эти слова расположены между двумя притчами. Обе рисуют дом. Одна, краткая, в предшествующем стихе, рисует Христа вторгающимся в дом, где угнездились бесы, и освобождающим людей от власти бесовской. Вторая, в стихах 43-45, объясняет, откуда берутся бесы-управдомы: человек сделает шикарный ремонт, уберётся, выгонит бесов самолично, но Бога не позовёт - и тогда бес возвращается, да ещё с приятелями.
Чей дом пуст, хотя шикарен? Человека, который ругает ханжей, ругает христианство за властолюбие, крестовые походы, истребление еретиков? Или дом тех, кто от имени Христа организует крестовые походы, истребляет еретиков, подменяет любовь властью? Разумеется, пуст дом ханжей, а не выступающих против ханжества.
Принять имя Христа, принять крещение, "воцерковиться" - немало. Это именно как очистить дом, сделать в нём ремонт, обновить его, изгнать из него мрак и тьму. Но если за этим не следует принятия Духа Святого, то станет хуже. Потому что грешить развратом в публичном доме лучше, чем грешить развратом в храме - в последнем случае плотской грех совокупляется с духовным.
Не со Христом тот, кто с бесами насилия, агрессии, фанатизма, изуверства, у кого сила веры обращается не к Богу, а против свободы. Кто порабощает, тот становится рабом своей агрессии. Кто против свободы, тот против Источника свободы.
Не со Христом и тот, кто убегает от людей, кто скромен - не смиренен, а именно скромен, стеснителен, застенчив, боится обеспокоить других. Такие люди более всего причиняют беспокойство, не только тем, что накапливают проблемы и в конце концов приходится тратить намного больше сил на помочь застенчивым, но и тем, что совесть-то мучает окружающих: как не помогли, как не разглядели! А как разглядеть через броню страха и недоверия, да и неверия - а именно такова суть "застенчивости".
Вычистить дом одно, а позвать в дом Бога, позвать не как догмат, не как икону, не как чудо, а позвать Бога как Духа Святогго, - совсем другое. Многие ханжи застенчивы в отношениях с Богом и именно поэтому бесцеремонны в отношениях с людьми - они не просят Духа, соответственно, и бездуховны, вот и насильничают.
Иисус заканчивает проповедь фразой, которая может показаться оскорблением Марии: блаженны слышашие Слово Божие. Нам сразу кажется, что одно блаженство крадёт у другого: если блаженны слышашие Слово, то не так уж блаженна кормившая Слово и выносившая Слово. Мы вновь забываем, что Мария не только выносила и выкормила, но что она стояла у креста и с самого начала знала, что вынашивает для палачей и выкармливает для садистов. Мы от этого избавлены. Нас встреча с Богом избавляет от горестей, Мария именно, встретившись с Богом, встретилась - не с горестью, с горем. Кто там со Христом, как с Ним была Мария? Кто посмеет сказать "я со Христом", глядя на Крест? А значит, мы пока ещё против Христа и должны горячо молиться, чтобы, коли мы не можем к Нему, чтобы Он вошёл в дом нашей души.
1462
|