Мф. 14, 5: И хотел убить его, но боялся народа, потому что
его почитали за пророка.
Мк. 6, 19-20: Иродиада же, злобясь на него, желала убить
его; но не могла. 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой,
и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
№34 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Налицо противоречие между текстами Марка и Матфея: Матфей полагает, что Ирод
хотел убить Предтечу, Матфей - что Ирод защищал Предтечу от кровожадной Иродиады.
Самое простое объяснение: в патриархальном обществе в конечном счете муж отвечает
за жену, хозяин - за все, что делается в его доме, и Матфей, возможно, просто
опустил такую деталь как разногласия мужа и жены, тем более, что в описании самого
пира евангелисты единодушно подчеркивает, что Ирод без энтузиазма решился казнить
Иоанна. В рассказе Марка есть несколько неясностей. Мелкие: не вполне понятно,
к чему относится слово "полла" - "много" (отсюда "поливитамины").
Оно стоит между "смущался" и "слушал". Чаще переводят "много
слушал" ("с удовольствием слушал" в Син.), но иногда бывает и "сильно
смущался". Неясность со словом "смущался". Тут в древних рукописях
разночтение, и если Синодальный перевод полагает, что надо читать "эпои"
- "делал", то большинство современных перевод принимает вариант "ипоре"
- "смущался". Разница существенная: Ирод делал то, что ему советовал
Предтеча, или только жмурился, улыбался, краснел - но не делал? К счастью, есть
еще рассказ Иосифа Флавия - редкий случай, когда можно проверить рассказ Евангелия.
Флавий подробно описывает правление Ирода и то, как ради любви к Иродиаде царь
рискнул развестись с женой - дочерью царя Аравии Ареты. Рискнул - и проиграл:
Арета пошел на Ирода войной и нанес его войску сокрушительное поражение. Правда,
император Тиберий, который был теоретически повелителем обоих царьков, принял
сторону Ирода. Но Тиберий скоро умер, римские легионы выступили против Ареты,
да с полдороги свернули. Флавий
отмечает:
"Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне
справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил
этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни,
быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и
собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно
Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных
грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют
очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало
их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся
ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить
это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет
уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в
Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско
Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить
Ирода" .
Махерон находился как раз на границе владений Ирода и его тестя Ареты, через
Махерон бежала к отцу несчастная принцесса. Флавий, как и Матфей, не упоминает
о роли Иродиады, но и его рассказ не исключает того, что казнь Предтечи результат
ее козней. В политике очень часто, как и в жизни, одно событие есть результат
многих причин, и политики этим пользуются, подменяя главную причину второстепенной.
Ирод вполне мог изобразить нежелание казнить Предтечу, сделав вид, что уступает
любимой женщине. Но точно можно сказать одно: Ирод ничего не сделал под влиянием
Иоанна. Так что, видимо, следует предпочесть именно чтение "слушая его, смущался
сильно". А Ирод слушает, да ест. В смысле, говорит Иродиаде: "Так бы
тебя и скушал, моя булочка!" И кушает. Впрочем, булочка все равно в конце
концов ушла от Ирода.
14.7.2004
Мы всегда мним себя Иоанном Предтечей, у которого неприятности из-за того, что он правду-матку режет. Отличная теодицея: Бог не виноват в наших несчастьях, в них виноваты ненавидящие Бога. И нас, и нас — поскольку мы Божьи слуги, свидетели, свинопасы!
Мы забываем, что настоящий Иоанн Предтеча, хотя и был брошен Иродом в тюрьму из-за обличений, был с царём в довольно странных отношениях. Ирод с ним советовался! Поведение Ирода понятно, но Предтеча-то разве не странно себя ведёт? Разве мы на его месте не послали бы Ирода куда подальше, пока не прекратить незаконное сожительство? Ну, а когда прекратит сожительство, тогда выпустит нас из тюрьмы, конечно...
Нет, Предтеча общается с Иродом, как ни в чём не бывало. Не отлучает его от себя. Разговаривает с Иродом так, что тот приходит вновь и вновь — значит, как минимум, дружелюбно разговаривает.
Мы можем довольно уверенно предположить, что Иоанн советовал Ироду. Пророки на редкость однообразны. «Сам не плошай, а на Бога надейся!» Не на себя, не на своих союзников, - на Бога... Стой в вере, а не заседай с подлецами и не лежи в окопе.
1694
|