Мф, 14, 22. И
тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит
народ.
Мк. 6, 45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую
сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
Ио. 6, 15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился
на гору один.
№75 по согласованию. Стихи предыдущий - последующий.
После насыщения хлебами пяти тысяч человек
Спаситель отсылает апостолов. Он их догонит, а пока остаётся поговорит с людьми. Что было сказано, евангелисты не пишут, ведь они писали со слов апостолов, а апостолы-то отсутствовали! Может быть, самое важное Иисус сказал тогда - и продолжает говорить сегодня людям вне Церкви. Набожные и призванные, немногочисленные настолько, что их можно загрузить в одну лодку (считают, что христиан полтора миллиарда, но это вместе с такими верующими, которые в тюрьме за изнасилование сидят), - нам Господь говорит одно. Собственно, нам Он говорит словами Евангелия. Точнее, мы сами ограничиваем Его словами Евангелия. Как же! "Слово Божие"!! Учитель сказал!!!
А может, Он продолжает говорить, пока мы торжественно, на другом берегу озера, ожидаем Его Второго Пришествия? Иисус говорит с неверующими, говорит с инаковерующими. Представляете, как голодные слушатели были напуганы деловитостью учеников? Пошли, мол, отсюда... Кому-то шепчет, кому-то кричит. Говорит, не называя Себя. Говорит,
поглаживая, успокаивая. Может, вообще ничего не говорил, просто сидел рядом. Сидели, глядели на закат... Спели "Штилер, штилер"... в пять тысяч голосов... тихонечко, все устали ж... Ну не Штилле же нахт петь евреям...
Следовать за Христом - замечательно, для тех, кто следует. А для тех, кто не следует и для самого Христа - не всегда. Евангелие как слова Христа есть благая весть о том, что вера в Воскресение Христово решает все проблемы. Евангелие как история раннего христианства есть печальная весть о том, что уверенность в том, что христиане решают все проблемы, порождает новые проблемы. Проблемы, порождаемые самоуверенностью, намного тяжелее проблем, которые порождает неверие. Потому что проблемы неверующих лечатся верой, а проблемы самоуверенной веры чем прикажете лечить? Вот и чудо умножения хлебов эта самоуверенная вера изволит считать всего лишь прообразом Тайной Вечери и литургии: мол, "по-настоящему" чудо совершается только в храме, когда произносятся положенными людьми положенные слова. С таким же успехом можно Крест на Голгофе считать всего лишь наброском, чертежом своего нательного крестика. Скромнее надо быть, коли уж не получается смиреннее. Не надо Богом распоряжаться как золотой рыбкой, Он это терпит, но всё равно не стоит. Вера, действительно, рождает больше проблем, чем решает, это проблемы в отношениях не с ближними, а с Создателем.
В конце концов, Иисус посылает учеников вперёд не для того, чтобы потом с ними говорить о каких-то великих тайнах, а лишь для того, чтобы подготовить к самостоятельной проповеди. В конечном счёте смысл Церкви - не в Церкви, а в спасении человечества, в том, чтобы рано или поздно вернуться туда, где голодные, и как-то уже самим умножить хлеба, и накормить, и поговорить, а главное - посидеть вместе с ними.
*
Это едва ли не единственный случай, когда Иисус понуждает, заставляет. Никто не просил Христа кормить народ;
ученики, во всяком случае, предлагали отпустить слушателей купить еды и вовсе не помышляли о чудесах. Когда
же чудо совершилось, запахло коротким замыканием между восторгом людей, которые обнаружили бесплатный источник
еды, и восторгом учеников, которые наконец-то ощутили себя спутниками не просто великого проповедника, а великого
чудотворца. Иисус ведь сперва давал "хлебы ученикам, а ученики народу" (Мф. 14, 19) - то-то, небось,
хорошо им было на раздаче. Хороши кремлевские кормушки, но и им далеко до такой, когда и себе хватит, и другим
дашь; на номенклатуру смотрят с завистью и без малейшего почтения, а тут тебе и почесть, и сытость, и чистая
совесть. Так что не случайно Церковь - одно из самых материально скудных заведений на земле; если продать
все сокровища Ватикана и Московской Патриархии и раздать деньги нуждающимся, море нищеты не обмелеет ни на
сантиметр. С Церкви по нитке... Не хлеб и рыбу, не себя, благочестивого, а только самого Богочеловека верующий
смеет предложить людям.
Оп.: Куранты 28 июл. 1996, № 1342.
|