Мф 15 17
еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
Мк 7, 18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? 19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища.
№78 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Чтобы люди всем существом знали, что такое Слово, Творец остроумно предназначил
один и тот же орган для еды и для слов. Господь Иисус учил, что не грязная еда,
а грязные слова оскверняют человека (Мф 15, 17). А еще Он учил не слишком заботиться
о чистоте рук. Остается одно: не распускать руки, не трепать языком и поменьше
жевать.
Эта строчка хороша в переводе Кузнецовой:
"что входит извне в человека, не может сделать его нечистым, потому что идет
не в сердце, а в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место" (Кузнецова
переводит Мк. 7, 19). У Марка еще добавлено: "Этим Он объявил чистой любую
пищу". Ученые спорят: то ли Матфей опустил рискованные слова, то ли Марк
добавил от себя. Петр вроде бы еще делил пищу на чистую и нечистую (Деян. 10,
11-15). Кстати, Марк писал со слов Петра - Петра, уже научившегося не почитать
пищу нечистой.
Вообще-то получается, что нечистого в мире - только человек.
Что в нем задерживается, то оскверняется. Даже то, что выпадает
из человека - выше человека. Но сказать это в лоб слишком неделикатно
и непедагогично. Неприятно, когда выгребную яму ценят выше тебя.
То, что выскользнуло из человека, оказывается лучше и чище человека.
Но, как ни странно, эта скептическая антропология Иисуса оказывается
более продуктивной, чем поглаживание нас по шерстке, чем фарисейско-марксистское
"среда заела" ("осквернила").
24.3.2001
к Мф. 15,17 ("Не входящее в уста...", то же у Мк. 7,15.).
Филон, ссылаясь на Платона, говорил, что чрез уста входит смертное,
а выходит бессмертное - входите еда, выходит слово. |