Мф 16, 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и
что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
№85 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
У других евангелистов нет.
Фразы предыдущая - следующая.
Ср. о "ключе разумения" в руках законников, Лк. 11, 52.
*
Образ ключа в Мф. 16, 19 слит с образом верёвки, и это вызывает недоумение. Современный человек первым делом вспоминает связывание рук или ног. Однако, полезно помнить, что верёвки использовались (и используются по сей день, только реже) в качестве замков. Сегодня это обычно дополняет обычный, отпираемый ключом замок: просунуть верёвочку, завязать и опечатать. Однако, во многих случаях и по сей день главным является не сама верёвка, а печать, которая на ней накладывается (верёвка может быть заменена бумажкой): не так важно уберечь помещение от грабежа, как важно гарантировать, что в него никто не пройдёт незамеченным. Помещение может быть и абсолютно пустым. Тогда "связывать и развязывать" (выражение вполне устоявшееся, обозначавшее власть определять, какое толкование Закона правильно или нет) - это та же метафора, что и ключ. Пётр имеет право сказать: нет, сюда входа нет. Или, напротив, отворить ранее запертую дверь - например, разрешить есть "нечистое". К прощению грехов, соответственно, метафора отношения первоначально не имела. Это не означает, что таинство прощения - ошибка Церкви, это означает, что один и тот же материальный образ может быть связан с разными духовными явлениями.
*
Когда один человек другому даёт ключи от своей квартиры, это знак высшего доверия. Настолько высокого, что
обычно это признак какого-то неблагополучия. В лучшем случае, человек болен физически, в худшем - хочет втянуть
"оключаемого" в тяжёлую психопатическую ситуацию зависимости.Как же: я тебе так доверяю, так доверяю,
значит, я тебя так ценю, как никто тебя не ценит, и ты, конечно, теперь должен отплатить мне сполна. Много
кошмарного происходит на этой почве, особенно в России, где коллективизм ищет любой щёлочки, чтобы залить
глотку ближнего клеем доброжелательности и чуткости. Ужасно, если бы Создатель играл с нами в такую же игру.
Формально это так - ведь Он требует полной веры, следования за Собой, сосредоточенности на Себе, поклонения
Себе. Правда, есть и формальное различие: Он требует этого открыто, а не исподтишка. Он столь многого требует,
что каждому ясно: столько человек дать не в силах. Так поклоняться Богу, как хочет Бог, можно только силой
Божией. А значит, это уже и не труднее, чем ехать в саночках, которые везёт папа. Так что ключи в руке Петра,
ключики в руках других апостолов, да разные всякие штучки, которые Господь вкладывает в руки всех людей по
Своему усмотрению, - они не символы нашего права цепляться к другиа людям, а реальности, побуждающие нас цепляться
за Творца.
*
Слова Иисуса апостолу
Петру "Дам тебе ключи Царства" стали основой для изображения Иисуса, вручающего Петру ключи - на
латыни такой сюжет назывался "Traditio clavis". C IV века стали изображать Христа, одновременно
вручающего и свиток апостолу Павлу - "Traditio legis". Свиток символизировал Закон, и в конце концов
стали изображать Иисуса только с Законом. Иисуса стали изображать в облике римского императора - ведь именно
римские императоры считались источником законы, их изображали с таким свитком. Не менее парадоксально то,
что с Законом связали апостола Павла, который, конечно, был не только христианским анархистом, но всё-таки
никто с такой силой, как он, не говорил о мертвенности Закона. Так ведь и ключи - не живые! Но Иисус именно
передает и ключи, и закон - они в руках людей, они не веревка, за один конец которой цепляются люди, а за
другой Бог. выпуская из своих ладоней ключи и Книгу, Бог освобождается - и касается каждого Своей ладонью.
*
Древняя мудрость гласила, что Иисус дал Петру ключи от рая, ни ключи от ада не доверил никому. Древняя мудрость интересовалась адом и раем, но мало интересовалась землёй. Ещё бы: земля была загажена теми, кто изобрёл замки и ключи. Полбеды, если человек запирает себя самого. Беда, что многие люди воспринимают земную жизнь как лабиринт из коридоров и дверей, которые им поручено запирать и отпирать. Беда христианства, когда оно начинает ключами от Царства Небесного запирать вполне земные проходы. Полбеды, если запреты универсальны, если всем запрещено что-то, даже если запрет вздорен. Беда, что держатели ключей создают исключения, и не ради удовольствия погрешить в одиночку, а ради демострации своей власти, как Синяя Борода утверждал власть над жёнами не тем, что убивал их, а тем, что запрещал заглядывать в морг. |