Мф 19 3 И
приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно
человеку разводиться с женою своею?
Мк 10, 2 Подошли
фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
У Лк и Ио нет. №118 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Классический образец того, насколько запутана жизнь человечества. Если бы Иисус
хотел навести в мире порядок, Он должен был бы занудно и бесплодно объяснить,
что отношение патриархального общества к женщину основано на мужской гордыне,
что настоящая проблема в том, что разводиться имеет право не только муж, но и
жена, а мужчины этого видеть не хотят. И кто бы Его понял? Да никто, включая женщин.
О чем говорить, коли даже евангелисты между собою разногласят: Матфей считает,
что Иисус разрешил развод в случае супружеской измены (19, 9), а Марк - не упоминает
о таком приятном исключении. Поэтому уже в этом стихе Матфей вставляет слова "по
всякой ли причине", а у Марка их нет. "Приятном" - потому что если
есть одно исключение, то через него вытечет любой закон. Поэтому в истории Израиля
запреты на развод постоянно ужесточались. В истории "христианского"
человечества проблема развода, а вовсе не споры о Троичности, всегда были источником
наибольших проблем. Множество богословов о нечеловеческих энергиях рассуждали
ангельски, а в брачной жизни были свиньи свиньями. Разрешение развода - а практически
все христианские конфессии наладили это дело, только с различными финтифлюшками
- ничуть не решает проблемы. Вместе тесно, врозь скучно. Запрещен развод - хочется
отравить неизбывную половину, разрешен развод - хочется отравиться. Так что вопрос
о разводе - кошмар в любом случае, и не потому евангелисты говорят, что фарисеи
"искушали" Иисуса, что именно в ту эпоху вопрос о разводе какой-нибудь
влиятельной стоял особенно остро (хотя стоял), а потому, что этот вопрос в любую
эпоху неразрешимый. Впрочем, только неразрешимые вопросы интересно решать, как
утверждал один простой великий инквизитор. В этом вопросе самое неразрешимое -
в слове "позволительно". Как может жизнь двух человек быть предметом
какого-то внешнего позволения? Какое право имеет обычай, народ, тысячелетняя традиция,
религия, сам Создатель лезть в душу, тем более, когда душа болит? Ужас в том,
что это право создается снизу: сами люди делегируют его окружающим, передают самое
интимное во власть самого бесчеловечного и сверхчеловечного, соглашаются спрашивать
позволения. И если вздор, что изменивший жене и отечеству изменит, то вовсе не
вздор, что доверить отечеству или духовным отцам позволять или не позволять что-либо
в отношениях с женой - означает изменить самому себе. И если бы Иисус был умным
и смелым человеком, Он бы ответил: "А разве кто-либо имеет право позволять
или не позволять разводиться?"
13.6.2004
|