Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мт. 26, 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Мк. 14, 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Лк. 22, 67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите [Меня]; 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

№151 по согласованию (текст Лк. отнесён в №153). Фраза предыдущая - следующая.

Место трудное, поскольку здесь Матфей и Марк решительно расходятся с Лукой: они считают, что эти слова были сказаны первосвященнику, а Лука - что синедриону в целом. Обычно это разъясняется так, что было два заседания синедриона. И что, дважды Иисус говорил одно и то же? Конечно, всё это технические трудности. Вполне может быть, что Марк и Матфей точнее описывают происшедшее, а Лука что-то переставил из каких-то своих соображений. В конце концов, было шумно, первосвященник говорил "от имени и по поручению"... Труднее маленькие расхождения в самой фразе. Почему Лука не упоминает "восседания на облаках"? Потому что это всего лишь поэтический перефраз "сидения одесную силы"? Почему Марк и Матфей не упоминают обещания "отныне увидите" и оставляют только описание того, что можно будет увидеть. И, наконец, самое главное: кто и когда увидел Иисуса "в силе" и "восседающего на облаках"? Даже при вознесении ничего такого не описывается. Может ли быть, что Иисус ошибался и верил, что до казни не дойдёт? И это заблуждение разделял Иуда?

Если Иисус и заблуждался, то не в этот момент, а изначально. "Благая весть" и состоит в том, что - "началось". Как в анекдоте: в салун вбегает ковбой, стучит по стойке и кричит: "Быстро, виски, пока не началось!" Ошарашенный бармен наливает. Ковбой опрокидывает стопарик и кричит: "Быстро, быстро, пока не началось!" Бармен наливает, ковбой выпивает. "Быстро, быстро, пока не началось!" - "Эй! - говорит бармен. - А деньги?" - "Ну, началось...", - вздыхает ковбой. Исключительно двумя тысячелетиями ожидания можно объяснить то, как пропускает наше внимание то, что для Иисуса - началось. Страшный Суд не послезавтра и не завтра, он - уже. В этом отношении на суде Он не сказал ничего нового. Не благодаря суду "началось". Он мог бы сказать - и говорил - то же самое и два дня назад, и три года назад. И будет говорить ещё не одну тысячу лет, если понадобится, потому что самое трудное - понять, что Страшный Суд - не человеческий, а Божий, и поэтому будет сопровождаться не ужасом, а счастьем. И уже сопровождается. Суд свершается, когда человек видит: другие - прекрасны. Никакой грех не может перевесить любви Божией. Палачи и ханжи, плуты и скряги, людоеды и волкодавы, - все дети Божии, всех покрывает облако Славы Божией. И как Иисус одновременно "идёт" и "сидит", так Суд одновременно виден и незаметен. Да не для тех Суд незаметен, кто не верует в Бога, а для тех как раз, кто верует! Так движение эскалатора незаметно для тех, кто едет с такой же скоростью на соседнем эскалаторе. Стронуться с места, двигаться со Христом, "жить в Нём". Иисус не пугает - Он утешает: и ты, и ты, и ты, - все увидите то, что и сейчас можно увидеть, но сейчас вы слишком торопитесь, слишком горячитесь... Виден Бог - но не Бог демонический, с молниями и топором в руках, а Бог - Иисус, Бог - милосердный, Бог - прощающий, не Бог - Солнце, сжигающий и недосягаемый, а Бог - облако, покрывающее и утешающее всех.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова