Яков Кротов
Мт. 26, 70 Но
он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
Мк. 14, 68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю,
что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
Лк. 22, 57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю
Его.
Ио. 18, 18 Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников
ли Этого Человека? Он сказал: нет. 18 Между тем рабы и служители, разведя
огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.
№151 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Только Марк упоминает о том, что петух прокричал дважды - однако, в Синайском
и Ватиканском кодексах этих слов нет, так что вполне вероятно, что они добавлены
позднее. Может, потому что слово "петух" вызывает у интеллигента массу
ассоциаций - по-гречески "петух" - "алектор". То есть, "не
лектор". То есть, лектор - плохой петух, иначе бы Иисус упомянул его. Лектор
свидетельствует о себе, алектор о Христе... Есть в игре со словами (алектор -
греческое слово, лектор - римское!) какая-то тупость; это не зародыш юмора, а
огрызок юмора, ужёванный в шарик клочок бумаги, которым бросаются в окружающих.
Другие разногласия евангелистов не так велики. Говорил Пётр с одной служанкой
или со всеми? Сплошь и рядом человек говорит именно, обращаясь одновременно к
одному и ко всем. "Не знаю и не понимаю" ("оте ойда, оте эпистамай")
- добавление лишнего (против других евангелистов) слова "не понимаю"
запутывает. Должно запутать - служанку. Но, как и всегда, лишь показывает, насколько
запутался Пётр. Если он не понимает, о чём (о Ком) говорит служанка, то зачем
отвечает на вопрос отрицательно? Если бы его спросили, считает ли он свет волной,
Пётр бы тоже сперва ответил "нет", а потом добавил бы, что не понимает
вопроса? Вполне вероятно - человек испуганный часто выдаёт себя лишними движениями.
Раздел философии о понимании так и называется "эпистемология"; большинство
философов довольно смело утверждают, что понимание невозможно, и ещё смелее -
что уж это они поняли точно. "Знаю, хотя не понимаю". Позиция Петра
представляется намного разумнее в отношении всего, кроме Христа.
|