Мф 27, 24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
№156 по согласованию. Только у Мф.
Фраза предыдущая - следующая.
Вопрос исторический: умывал Пилат руки или нет? Вопрос историографический: зачем об умовении рук рассказал Матфей и умолчали другие евангелисты? Второй вопрос имеет принципиальную важность только для цинизма, который принципиально считает ложью всё, что может быть важным. Матфею было важно перевалить всю вину на не принявших Иисуса иудеев, значит, всё, что невыгодно в его рассказе для иудеев - ложь. Это иррационально, это порочный круг: ведь о том, что Матфею важно было заклеймить иудеев, циник узнаёт из самого текста Матфея.
Понимание подменяется "озарением": текст антисемитский, следовательно, он лживый. Циник так бы относился к рассказу Матфея даже, если бы не было трёх других повествований. Они есть, в них об умовении рук ничего не сказано, и это кажется ещё одним доводом в пользу того, что умовение рук - фантазия. Между тем, умовение ног тоже описано лишь одним евангелистом, но этот рассказ никто не подвергает сомнению. Если бы рассказом об умовении ног обосновывали не смирение, а ненависть, цинизм и его счёл бы вымыслом. Цинизм не верит, что зло не всесильно. Тень, которую зло бросает на мир, он считает свойством мира. Лучше уж наивность Пилата, полагающего, что символическое очищение рук действительно освобождает от вины, чем цинизм, полагающий, что даже реальная кровь Иисуса не смывает ничего, а лишь уходит в землю.
*
Иисус умыл чужие ноги, Пилат - свои руки.
Вот и вся разница между личностью и индивидуальностью.
Христос отказался мыть голову апостолу Петру.
Многие претендующие быть учениками Христа и преемниками апостола Петра устраивают другим головомойки, даже, когда их об этом не просят. |